И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин
Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: \"Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его\".
Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.
Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной \"нежным целомудренным благоуханием\", \"могучий призыв тела\" и \"роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы\". Куприн не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность \"всех усилий опутать ее (любовь) цепями условности\". Однако художник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть \"Суламифь\".
Писатель блистательно воспевает духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.
Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, \"крепкой, яко смерть\". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека \"доброго, но только слабого\".
От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: \"Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться\". Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести \"Гранатовый браслет\". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое \"преклонение\", но и уверенность, что \"семь лет безнадежной вежливой любви дают право\" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.
Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна \"поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее\". Ответное чувство состоялось, пусть \"одно мгновение, но навеки\".
Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожденного дара. Такая трагедия показана в повести \"Яма\". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.
У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство.
Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте, заключенной в женщине.

Похожие сочинения

  1. Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви и богатства духовного мира героев
    Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Несмотря на множество драматических ситуаций,...смотреть целиком
  2. "Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)."
    Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – это темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.Тема любви занимает одно из главных мест и в произведениях Александра Ивановича...смотреть целиком
  3. Любовь как трагедия незаурядной личности
    На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван “серебряным веком”. Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его творчество соединяет в...смотреть целиком
  4. Герои и проблематика произведения А.И. Куприна
    У А.И. Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и немногие счастливчики могут испытать любовь. Но, по мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и бесполезна. Одним...смотреть целиком
  5. Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
    В творчестве этих двух русских писа- телей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и ис- кренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захваты- вает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо...смотреть целиком
  6. Особенности творчества А. И. Куприна
    Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной...смотреть целиком
  7. Что привнёс Куприн в русскую литературу
    Большой заслугой Куприна как писателя было введение в русскую литературу конца XIX – начала XX века темы, которая до него в течение почти двух десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного художника. Тема эта – жизнь армии....смотреть целиком