В 1964 году вышел на экраны фильм «Гранатовый браслет» по одноимённой
повести Куприна. В фильме были задействованы такие актёры, как Ариадна
Шенгелая, Игорь Озеров, Олег Басилашвили. Поставил этот фильм режиссёр
Абрам Роон. Конечно, следует отметить великолепную игру актёров,
безупречную постановку, тонкое чутьё режиссёра и умение его изложить на
экране все малейшие подробности и нюансы повести. Так сказал бы любой
профессиональный критик (с одним мне даже довелось общаться). Но для
меня, как для любителя, этот фильм никогда не станет положительно
интересным и любимым. Дело в том, что в фильме подробно показаны основные
сцены повести, слишком затянуты такие сцены, как концерт Женни Рейтер,
праздничный обед на дне рождения Веры Шеиной. Да, повесть трагична, и
режиссёр сумел создать напряжённую атмосферу, пустив фоном гул. Но всё
же, на мой взгляд, вся трагичность и то, что указывает на приближение
трагедии, больше выражено в действиях героев, но не в их молчании. К тому
же близость сценария к книжному тексту тоже навевает своеобразную тоску.
Такие фильмы, конечно, помогают раскрывать смысл произведения, но в то же
время, способствуют тому, что люди станут меньше думать, слабее
представлять себе героев, а я считаю, что фантазия у человека – это самый
высший дар.

Но, повторюсь, я оцениваю этот фильм лишь как любитель. Может, этот
фильм и стал культовым, получил много наград, но на меня сильного
впечатления не произвёл.

Противоположной «Гранатовому браслету» по философской мысли является
повесть «Яма» (1908-1914). Герой повести защищает дорогой писателю
взгляд: "Человек рожден для великой радости, для беспрестанного
творчества, в котором он - бог, для широкой, свободной, ничем не
стесненной любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к
милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с ее блаженным
материнством..." Здесь, может быть, более четко, чем во многих других
вещах, сближены священные для Куприна понятия - творчества и любви. Она
толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в
том числе человеческих отношений. Трагедия человеческого существования
полнее всего выражена в "Яме".

С момента появления вплоть до наших дней к ней относились с
осторожностью. Пугала тема - жизнь проституток в публичном доме.
Неприятные эмоции усиливались после знакомства с посвящением: "Знаю, что
многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от
всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству" (курсив автора).

Точку зрения автора в большей мере выражает в "Яме" репортер Платонов.
Выше было уже приведено его представление о подлинном назначении
человека, рожденного для радости, творчества и любви. Осуществление этого
идеала Платонов усматривает в отдаленном будущем, "когда земля станет
общей и ничьей, когда любовь будет абсолютно свободна, а
человечество сольется в одну счастливую семью...". Образ светлого
грядущего вновь возник в воображении писателя, тем усилив, однако,
неприятие всех реальных форм социального бытия.

Платонов - чистый, т. е. не пользующийся услугами продажных женщин,
наблюдатель за отвратительным публичным домом. Свой интерес к нему он
объясняет тем, что здесь обнажается самая суть вопиющего положения вещей:
"Нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда
сияла с такой чудовищной, безобразной голой яркостью, без всякой тени
человеческого лганья и самообмана". Проституция, по Платонову,
квинтэссенция повсеместно бытующих пороков - "публичная женщина -




общественный сосуд для стока избытка городской похоти". Резче сказать,

наверное, нельзя. Но и в поведении "живого товара" усмотрена печать
общего падения. Доступное, привычное гнусное ремесло приручает
несчастных, делает их откровенными выразителями, даже защитниками
скрываемых всеми другими позорных устоев.

Убеждения Платонова подтверждаются целой серией событий и эпизодов
повести. Ужас вызывает быт, развлечения, болезни обитательниц дома
терпимости. Не менее страшна безысходностью история Любки, которую
захотел спасти студент Лихонин. Вот где реализм писателя набрал крайнюю
степень жесткости.

И все же... Нельзя отождествить позиции Платонова и создателя "Ямы" (как
это часто делалось). Повесть в ее целостном звучании доносит подлинно
купринское отношение к человеку. Среди "горьких сестер" писатель выделяет
немало лиц, мучительно, болезненно воспринимающих проклятье своего
положения: одни - стихийно, бессознательно (Манька Беленькая, Любка),
другие - с острым мстительным чувством (Женя) или расчетливым желанием
освободиться из неволи (Тамара). Нет, не умерла в них душа. Трагический
исход надежд и планов этих женщин (к чему подводит и чем завершается
повествование) - открытое, гневное обличение преступного мироустройства,
от которого и предостерегал Куприн матерей и юношество в своем
посвящении.

По этой повести был так же снят фильм, который так и назывался «Яма».
Читая летом такие повести Куприна, как «Олеся» и «Гранатовый браслет» я
вовсе не догадывалась, что Куприн мог написать такую пошлую и развратную
повесть. А прочитать её меня надоумил, как это ни странно, Олег
Меньшиков, который и снимался в этом фильме. Дело в том, что он является
моим любимым актёром, и я знаю наизусть практически все фильмы с его
участием. Когда этот фильм начался, я увидела такую надпись в титрах: «…в
фильме по мотивам повести А. И. Куприна «Яма»». Посмотрев весь фильм, во
мне зародилось сомнение: тот ли это Куприн? Когда я прочитала повесть, то
поняла: это именно тот Куприн, который так привлекает меня своей
философией.

Но теперь вернёмся к фильму. Про него я могу сказать: «Вот это шедевр!»
Сама повесть занимает в книге три сотни страниц, и, несомненно, в фильме
невозможно показать всё дословно. Режиссёр, на мой взгляд, сделал
гениальную вещь: он приписал события, происходящие в книге с одними
действующими лицами, другим. Это указывает на то, что не важно, кто
совершает те или иные поступки, а важно как он их совершает, и что после
этого происходит. Тем самым режиссёр Светлана Осадчая не сделала этот
фильм скучным, а привнесла в него много нового, что не только не
способствовало потере смысла повести, но помогло точнее понять его.
Конечно, можно сказать, что такие режиссёрские ходы могут уж совсем
разучить человека думать. Я так не считаю. Такие режиссёрские ходы
заставляют человека задуматься. А задуматься действительно есть о чём.
Многие знают, что по соседству живут падшие люди, но относятся к ним с
презрением, хотя некоторые из них заслуживают хотя бы жалости, не говоря
уже о сострадании и помощи. Я и сама отношусь к людям, которые всё
замечают, но ничего не хотят изменить, но «Яма» заронила во мне тень
сомнения, сейчас я размышляю над тем, как относиться правильнее к людям
«со дна». Возможно, когда-нибудь я буду способна им помогать и подавать
руку. Положительная моя сторона стремится к этому, но отрицательная всё
же ещё противоборствует.

Если сравнить фильмы «Гранатовый брасл

Похожие сочинения

  1. "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире"
    Молчать и гибнуть... Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Николай Ленау Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы...смотреть целиком
  2. А. И. Куприн. Жизнь и творчество
    1. Годы учебы. 2. Отставка, начало литературной деятельности. 3. Эмиграция и возвращение на родину. А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван...смотреть целиком
  3. Художественное мастерство А. И. Куприна  Новое!
    Александра Ивановиҹа Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замеҹательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX наҹала XX века. Человек пришел в мир...смотреть целиком
  4. "Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.
    И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чём писатели видят горечь и сладость человеческой жизни. "Я хочу говорить о печали" -...смотреть целиком
  5. Человек и природа в творчестве Куприна
    Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы»,...смотреть целиком
  6. Идейно-художественное своеобразие повести  Новое!
    Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного...смотреть целиком
  7. Русский писатель XX века (идеалы творчество судьба)  Новое!
    XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в "минуты роковые" российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным...смотреть целиком