В поэме Лермонтова "Демон" идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – "дух исканья", индивидуум, который "сеял зло без наслажденья", а Тамара – это "ангел земной", "святыня добра, любви и красоты". Это две противоположные личности. Увидев Тамару, Демон захотел "получить" ее, Ангел-хранитель пытается не дать в обиду девушку, но сердце злого духа наполнено "старинной ненависти ядом", и Ангел беспомощен против злого Демона…

Демон пытается обмануть Тамару, и у него это получается, она верит ему и его словам. Он дает клятву, что "отрекся от старой мести" и "отрекся от гордых дум", он "осыпает" девушку обещаниями: "Я дам тебе все, все земное – люби меня!.." Он соблазнил ее, повлек за собой, и она, не в силах сопротивляться Демону, отдалась ему. Тамара умерла… Ее "грешная душа" к "груди хранителя прижалась", в ней она искала спокойствия, и вдруг перед ней предстал Демон, но уже в другом обличье, когда он пытался соблазнить Тамару, он "одел маску", которая скрывала всю правду. И вот перед душой Тамары уже кто-то прочий, незнакомое ей существо со взглядом, полным вражды и не знающей конца злобы. Божий суд свершился, Демон побежден, ему никогда не достичь света, как бы он не пытался. И ему опять придется скитаться над землей и сеять зло без наслажденья. А ведь когда-то он был "счастливым первенцем творенья", он не знал ни зла, ни ненависти, ни скуки, а в данный момент он стал скитальцем, который нигде не сможет обрести покой и счастье, душу которого не могут тронуть ни красота природы, ни сила прекрасных чувств, он только с презрением может на все это смотреть и ненавидеть все. А когда Демон увидел очаровательную Тамару, он почувствовал, что его немую душу наполнили другие чувства, они создали у него охота возродиться, стать другим, "попробовать" новые чувства… И опять провал.

Демон в одноименном произведении М.Ю.Лермонтова является героем, который умеет в себе черты характера злого и ненавистного существа, но после встречи с Тамарой в нем просыпаются новые чувства и качества, которые не могут продолжительно существовать в грешной душе.