Споры о художественном методе Лермонтова до сих пор не разрешены. Одни исследователи считают, что Лермонтов на протяжении всего своего короткого творческого пути был и оставался последовательным романтиком; другие утверждают, что творческий путь Лермонтова был традиционным — от романтизма к реализму наконец, третьи, считая Лермонтова самым ярким из русских романтиков, обнаруживают в его эре лом творчестве слияние романтизма и реализма. Естественно, что главной ареной научных сражений оказывается «Герой нашего времени», уникальное по жанру и композиции произведение, которое с трудом укладывается в привычные схемы. Каковы же основные художественные «приметы» романтизма и реализма в главном произведении Лермонтова? Можно ли на основании «Героя нашего времени» категорически говорить о традиционности художественного развития великого художника или здесь найдена некая самобытная форма, сопротивляющаяся каким бы то ни было формальным подходам?

Лермонтов писал свой роман в 1837—1839 гг., и нельзя не заметить внутренней, глубокой связи «Героя нашего времени» с лирикой Лермонтова этого же периода. Многие мысли и на строения автора, уже нашедшие выражение в лирических раздумьях. Стали мыслями героя романа, а роман, в свою очередь, проникал в те лирические стихотворения, которые ему сопутствуют. Трудно, к примеру, точно определить хронологическое взаимодействие «Героя» и «Думы», поскольку связь между этими произведениями абсолютно неразрывна.

Как бы то ни было, очевидно, что с середины 30-х годов Лермонтов мучительно искал героя, который с наибольшей полнотой отразил бы новое время. Белинский, говоря об особенностях человека лермонтовского поколения, отмечал его отличия от пушкинского героя: «Дух анализа, неукротимое стремление исследователя, страстное мышление, полное вражды и любви, сделались теперь предметом поэзии». Пожалуй, применительно к лермонтовскому герою главным следует считать дух анализа, которым проникнут весь «Журнал Печорина».

Конечно, нельзя не заметить ярчайших признаков романтизма в лермонтовском романе. Само место действия произведения было традиционным и даже излюбленным для русских романтиков. Кавказ как символ свободы волновал поэтов, притягивал в околдовывал. Лермонтов не случайно привязывает жизнь героя именно к этим местам, вызывая ассоциации и с «Кавказским пленником» Пушкина, и с «демоном» и со своей лирикой. Но природа Кавказа — не просто внешний фон, она входит в повествование как психологическая рама, обрамляющая действие. Природа или гармонирует с персонажами романа (Бэла, Азамат, Казбич), или противостоит своим величием пошлому миру людей («водяное общество»). Мысль автора ярче доносится до читателя благодаря этому всепроникающему образу Природы.

Можно было бы говорить о романтическом подходе писателя к выбору героев и сослаться при этом и на героев «Бэлы», и на контрабандистов из «Тамани» но все-таки определяющим был выбор главного героя — «героя времени». Вспомним замечательное определение романтического героя, данное И. С. Тургеневым: «Он не предается ничему, он всё заставляет себе предаваться; он романтик — романтизм есть не что иное, как апофеоза личности». Размышляя над сущностью романтизма, Гегель заметил: «Романтизм — это абсолютная внутренняя жизнь».Психологический роман, создателем которого и стал Лермонтов, предлагал эту абсолютизацию внутренней жизни как основу в

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  2. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  3. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...смотреть целиком
  4. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  5. План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    План I история души человеческой. II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1…. Человек замечательный по многим причинам а) он скептик и материалист б) он плакал над умирающим солдатом в) у него был...смотреть целиком
  6. Максим Максимыч. Рассказ
    Максим Максимыч .—В печатном тексте рассказа отсутствует абзац, известный по рукописи; «Я пересмотрел записки Печорина и заметил по некоторым местам, что он готовил их к печати, без чего, конечно, я не решился бы употребить во зло доверенность штабс-капитана»....смотреть целиком
  7. Дочь гор Бэла, княжна Мери и Вера в романе «Герой нашего времени»
    Лермонтов начал писать роман «Герой нашего времени» в 1838 году. Через два года роман вышел отдельным изданием и сразу же вызвал ожесточенные споры. Ведь в нем Лермонтов отвечает жизнью Печорина, молодого человека 30-х годов, на важнейший вопрос: почему...смотреть целиком