Написанный совсем еще молодым человеком, роман «Герой нашего времени» пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя.
Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства, неразделенная любовь или любовь, встречающая непреодолимые препятствия, остро поставленная проблема свободы личности. Все это присутствует в романе, хотя и в своеобразной форме. В условиях николаевской России главный герой чувствует себя обделенным свободой, правом действовать. Он ищет недостающего в показном молодечестве, приключениях, мимолетных романах. Самое главное здесь - характерный образ главного героя, Печорина.Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Он очень похож на героя «байронического» типа, и тем не менее отнюдь не брат-близнец Чайльд-Гарольда. Из композиции романа (хронологически его эпизоды перепутаны) нам становится видна бесцельность его жизни, непоследовательность его действий.

В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. И в результате проезжим офицером, в сущности равнодушным, как сама судьба, романтический мир контрабандистов оказывается разрушен.
Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери». Здесь приоткрывается предыстория героя. Он влюблен в женщину, которая когда-то вышла замуж и оставила его. Лермонтов не стал описывать это подробнее, так как история обыденна и вполне понятна. В романтические тона ее окрашивает только чувство главного героя. Возможно, оно и выбрасывает его из жизни, в результате чего он вынужден следовать романтическому канону.
Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - «невостребованная» потребность его талантливой и, возможно, сильной натуры.
Печорин - одновременно и дитя своего времени, когда лучшие представители образованного слоя не могли найти своим силам достойного применения, ища их в романтических мечтах, и человек своего возраста. В сущности это подросток, не разрешающий миру одолеть себя совсем. Он бежит пошлости, ищет чистоты и любви. Потому его образ и исторически достоверен и современен.

Похожие сочинения

  1. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  2. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  3. Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....смотреть целиком
  4. История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”. Особенность...смотреть целиком
  5. Печорин и Грушницкий: быть или казаться
    I. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину. «...Мы...смотреть целиком
  6. Суд, ведущий к возмездию (по роману «Герой нашего времени»)
    Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпохПушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов:...смотреть целиком
  7. Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»  Новое!
    Кавказ в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Для А. Пушкина Кавказ это одичавший край, красивый и прекрасный, земля древних легенд. Стихи А. Пушкина «Кавказ», «К морю». Кавказ Лермонтова - место военных действий, где природа и низость человеческого...смотреть целиком