«Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами.
В. Г. Белинский

На уроке литературы наш класс познакомился с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Это первый русский социально-психологический, философский роман. «Герой нашего времени» отличается от других романов тем, что в нем повествование ведется не в хронологическом порядке. Композиция произведения позволяет автору показать развитие характера главного героя наиболее ярко. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев», — писал В. Г. Белинский о романе. Это произведение «отнюдь не... собрание нескольких повестей: нет... это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая». Цель романа «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя, «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой». Главный герой этого романа — молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Лермонтов нарисовал портрет, составленный из пороков того времени: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?»

С первых же страниц мне понятно, что он — человек с большими странностями, так как сам Максим Максимыч говорит: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...» Но, читая дальше, я считаю, что Печорин совершенно напрасно обижает невинных людей и беспощадно ломает судьбы окружающих его женщин. Ведь Бэла трагично погибает, а княжна Мери и Вера испытывают много горя и страданий. Однако все становится на свои места после прочтения дневника Печорина, где он раскрывает свои мысли, высмеивает свои пороки. Все объяснено в этом дневнике: его поступки и характер. Печорин — герой своего времени и его жертва. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — такой итог своей жизни подводит Печорин перед дуэлью с Грушницким. Таким образом, к Печорину нельзя относиться однозначно. Он вызывает двойственное чувство. С одной стороны, Печорин достоин самого строго осуждения за отношение к княжне Мери, к Бэле и к Вере, к Максиму Максимычу, но, с другой стороны, он живет в обществе, которое сделало его таким, а потому Печорин достоин и сочувствия. Печорин ироничен, злопамятен, но в то же время образован, умен, храбр. Мне нравится в Печорине то, что он умеет критически оценивать свои поступки, но мне трудно принять его равнодушие, эгоизм, неспособность любить, то, что он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания другим.

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться...»

Но я вижу, что и сам он глубоко и сильно страдает. Все эти качества создают сложный и противоречивый характер. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...» По Белинскому, это противоречие вызвано «глубокостью натуры и жал костью действий одного и того же человека». Также критик назвал Печорина страдающим эгоистом. Он принадлежит к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находится ни места, ни дома. Это человек, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Только природа приносит ему радость, бескрайние просторы моря. На берегу же он чувствует себя одиноким, он томится и скучает. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Но мечта его не сбылась. На последних страницах новеллы «Фаталист» Печорин называет себя и своё поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, не способными к более великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...» Вот главная причина того, что сделало Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Это «ничтожные споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», это споры, разделяющие людей на господ и рабов.

Печорин судит свое поколение, которое не верит в себя. Он понимает, что это безверие в итоге оборачивается роком, которое парализуют волю представителей его поколения, а потому сам не подчиняется диктату общества и своего времени. Поэтому-то Печорин — герой времени в истинном смысле. Жажда неизведанного, смелость и воля выделяет и отличает Печорина от людей его поколения.

Роман Лермонтова направлен против корысти, вражды, злобы, ненависти — всего, что калечит и омрачает жизнь на земле.