Главным героем романа М. Ю. Лермонтова является молодой офицер Печорин. Многим он кажется холодным, жестоким в своих нравственных «преступлениях» палачом-эгоистом. Но так категоричны могут быть лишь люди, которые весьма поверхностно ознакомились с произведением. Григорий Александрович характером своим и мироощущением, как мне кажется, очень похож на самого М. Ю. Лермонтова: такой же одинокий, так же ищет, если не самой справедливости, то хотя бы более-менее правдоподобного оправдания несправедливостям этой жизни. Вот хотя бы одно четверостишие из его лирики:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом,

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!..
Чем-то герой близок и мне.

Настроения масс 30-х годов XIX века очень походят на современные. Страна недавно пережила определенное масштабное событие (тогда — восстание декабристов в 1825 году, у нас — «перестройка»), и молодые люди не знают, куда себя применить, поэтому и появляются такие «лишние» люди (достойные, но не имеющие возможности найти себе соответствующего занятия).

Печорин безнравствен, в какой-то степени жесток. Он мстит времени, которому оказался не нужен такой, какой он есть. Он делает всех окружающих (от княжны Мери и дикарки Бэлы до Максима Максимыча и Грушницкого) глубоко несчастными, двигая людьми, как шахматами, и заносясь над их судьбами как «топор судьбы». Ну а таким его сделало само общество: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил…» Больное общество выжгло в нем практически все, и Печорин напрасно силится понять свое предназначение в жизни: «…зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» Однако, все же, что-то в этом куске льда сохранилось человеческое. Каждый раз, замечая в себе хоть какое-то проявление чувства, герой радуется как ребенок: «Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству! Уж не молодость ли со своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне опять…»

Печорин — эдакая «умная ненужность». Прекрасно знает причины своей безнравственности, отлично разбирается в характерах людей, неплохо предугадывает последствия различных событий. Вот только применить все это он может лишь в мелких интригах «водяного общества» да в склоках горцев между собой: после контрреформ Николая I государству абсолютно не нужны все его познания. Остается только влюблять в себя московских кокеток и непреступных черкешенок и из спортивного интереса доказывать жалким пародиям на себя самого (Грушницкому) собственное превосходство.

«Герой нашего времени» состоит из нескольких глав. М. Ю. Лермонтов сменяет рассказчика, постепенно «выкладывая карты на стол», раскрывая сложный характер своего героя. Сначала мы выслушиваем медленный, поверхностный, без углублений, рассказ такого исполнительного человека, как Максим Максимыч, который был дальше всех от разгадки тайны существа Печорина. Потом писатель нас забавляет пародийным, чрезмерно описательным впечатлением автора. И, наконец, мы получаем доступ к святая святых — к мыслям и чувствам Григория Александровича — к его журналу, в котором офицер весьма подробно описывает свое незаурядное существование.

Из третьей части для читателя является наиболее интересной и запоминающейся глава «Княжна Мери» — самая объемная, эмоциональная, разворачивающая перед нами события целого месяца жизни героя на Кавказе в окружении «водяного общества», вводящая нас тайными свидетелями в их отношения, секреты и впечатления. А вот самую последнюю главу под названием «Фаталист» мало кто ценит и понимает. Для М. Ю. Лермонтова же она является одной из главных в раскрытии характера Печорина. Эта глава выступает в роли философского оправдания его появления на свет. Печорин не виноват в том, что он такой. Он не виноват в том, что появился в этой жизни. Просто так было надо. Просто судьба. Фатальность. Если бы он был не нужен, то рок убил бы его при первой возможности, хотя бы в схватке с пьяным казаком. Но… судьба распорядилась иначе. Значит, был нужен. Возможно, как испытание различным вернерам, верам и казбичам…

Лично мне Печорин гораздо симпатичнее всех остальных персонажей. Его поведение можно понять. Такая эпоха: подстраиваться подо всех — унижать себя, плакаться всем и вся на свою горькую судьбинушку — отравлять жизнь себе и другим. Он выбрал правильный путь: бьют тебя — не оставайся в долгу, отвечай. Вот только приводит это все, в конце концов, к замкнутому кругу, к серии цепных реакций… А это уже вечный вопрос, который каждый для себя решает по-своему…

Похожие сочинения

  1. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  2. Григорий Печорин — герой своего времени
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  3. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  4. Образ и характер Печорина
    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...смотреть целиком
  5. В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени"
    В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя...смотреть целиком
  6. Княжна Мери. Повесть. Герой нашего времени
    Княжна Мери.— Эта центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. По свидетельству мемуаристов, многие персонажи повести имели своих прототипов. Считалось,...смотреть целиком
  7. "Онегин и Печорин"
    А. С. Пушкин работал над романом \"Евгений Онегин\" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье \"Евгений Онегин\" это произведение \"энциклопедией русской жизни\". Действительно,...смотреть целиком