Как известно, любовь – одна со сфер, в которой реализовался романтический герой. Способность к искреннему, отданного чувства – важнейшая черта романтического героя. В романе «Герой нашего времени» Печорин проходит «испытание» любовью, но не выдерживает его: ни одна из выведенных автором героинь не способна вызвать у Печорина чувство, ради которого следует было «жить и умереть».

Образ Веры поэтичный в романе. Как и Печорин, Вера имеет свои морально-духовные ценности. Она не способна променять свое глубоко скрытое несчастье на внешнее благополучие. В отношениях с Верой более всего раскрывается внутренняя противоречивость героя: его деятельная, неспокойная душа не может удовлетвориться, тем, что имеет, она ищет свое «высокое призвание». Для Печорина семейные отношения, – это остановка, смерть души.

Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед собой автор, дать психологический портрет современника, показать глубинную связь личности и действительности. В решении этой задачи важную роль сыграют женские образы романа.

В повести «Бела» Печорин попадается в «естественную среду», олицетворением которого и есть Бела. Воспитанная в традициях своего народа, далекая от светских условностей, Бела поражает Печорина и своей красотой, и своим характером. Гордая и непокорная, как ее народ, она искренняя в своих чувствах и способная на самоотверженную любовь. Полюбив Печорина, она отказывается от всего, что было в ее жизни к встрече с ним, а сам Печорин становится смыслом ее жизни. Ощущая, что Печорин разлюбил ее, Бела не упрекает любимому, даже скрывает он его свое отчаяние. В любви к Бели Печорин проверяет, или способный он полюбить и «завоевать» «естественный человека», или спасает такая любовь. К этому любовь Печорин относится как к эксперименту (неслучайно возникает в тексте повести мотив пари с Максимом Максимовичем). Получив результаты своего эксперимента, Печорин теряет к Бели интерес. Но для Бели потеря любви означает смерть, поэтому трагический финал этой повести приближается неизбежно.

Отношения Печорина с Мэре напоминают игру, светскую «науку страсти нежной». Печорин доказывает, что в такой «игре» он не имеет равных. Но в этой истории приоткрывается способность героя искренне захватываться хотя бы наименьшим проявлением душевной красоты человека. Именно эту красоту он неожиданно находит в Мэре, которую в начале повести воспринимает как «куклу», неспособную на живые чувства.

Опорные понятия: система образов романа, индивидуальные черты, типичные персонажи, моральные ценности.

Вывод. Вся система женских образов романа подчинена раскрытию характера главного героя. Печорин находится в центре событий вдоль всего сказа, но его поведение, поступки раскрываются в сопоставлении с поведением и поступками других персонажей. Разные за характером и социальным положением женские персонажи романа помогают понять отношение Печорина к моральным ценностям, любви.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  2. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  3. Сочинение-рассуждение по роману
    А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе....смотреть целиком
  4. Герой нашего времени
    "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события,...смотреть целиком
  5. История жизни Печорина  Новое!
    Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя,...смотреть целиком
  6. Княжна Мери
    Княжна Мери.— Эта центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. По свидетельству мемуаристов, многие персонажи повести имели своих прототипов. Считалось,...смотреть целиком
  7. Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени»
    Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин - обобщенный, типичный образ, «портрет, составленный...смотреть целиком