Действие романа «Герой нашего времени» протекает в трудные для любого культурного и образованного человека времена. После разгрома восстания декабристов в стране еще царит напряженная ситуация. Велика власть цензуры. За каждым действием добропорядочных граждан зорко следит тайная полиция. В моде доносы и наушничество. Безусловно, Печорину, как представителю лучшей части дворянской интеллигенции, очень трудно найти себе занятие, которое бы не противоречило бы его принципам. Ступая в конфликт с обществом, главный герой оказывается причиной несчастий окружающих его людей. По мнению Белинского, таких людей, как Печорин, много. «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени», — замечает виднейший литературный критик 19-го столетия. Можно сказать, что Лермонтов одним из первых постарался обратить внимание читателя на психологические проблемы своего поколения.
Уже в первой части романа, мы понимаем, что главного героя нельзя назвать сосудом благодетели. То, как он добивается своего, не стесняясь в средствах исполнения задуманного, уже настораживает. Он подговаривает подростка выкрасть ему сестру взамен на породистого коня. Причем Печорин принимает активное участие в краже этого жеребца. Казалось, что все должно сложиться хорошо. Главный герой добивается своего, и похищенная девушка вскоре отвечает ему взаимностью. Однако мирное и спокойное счастье довольно скоро начинает претить страстной и деятельной натуре Печорина. Размеренность и обыденность не в его вкусе. Печорин по своей натуре человек очень деятельный: «беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». Ему не подходит роль стороннего наблюдателя. Во всем он старается докопаться до сути.
Можно вспомнить историю с мирными контрабандистами. Невольно своим чрезмерным любопытством он повлиял на жизнь нескольких человек, причем не самым лучшим образом. Спугнув контрабандистов, он обрек на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика.
Печорин всегда оказывается в гуще событий. Не зная, как можно применить свою неуемную энергию в благих целях, молодой человек растрачивается по пустякам. Его интрижки с княжной Мери и Беллой не что иное, как стремление хоть как-то развеять свою скуку. В первом случае оказывается сильно задето самолюбие влюбленной девушки, что несомненно, оставит осадок на всю ее жизнь. Во втором все заканчивается более трагично: Белла погибает. Однако ни смертельная обида одной, ни смерть другой девушки мало трогают Печорина.
Можно сказать, что в этом человеке уживаются две личности. Если одна постоянно находится в активной деятельности, поиске приключений, то другая критически оценивает действия первой. Печорин, рассуждая о своих поступках, прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения. Причиной подобного раздвоения личности может служить только противоречие между «глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Блестящий офицер, прекрасно образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, иметь дело с людьми, которые намного ниже его как по социальному положению, так и по интеллектуальному развитию. С другой стороны, Печорину надоели вычурность и интриги высшего света. Он как бы находится в промежуточном положении. Безусловно, это не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин пытается отрешиться от прошлого, разрушить в себе все старое, однако он не знает к чему стремиться. Впереди далеко-далеко только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя. По мнению Белинского, «тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». Печорин, может, и хотел бы по-другому строить свои взаимоотношения с окружающими, однако он не находит той влаги, которая бы освежила его душу, позволила бы ему возродиться, как Финисту, из пепла.
Печорина с полным правом можно отнести к так называемым «лишним» людям, которых было великое множество в поколении автора. Безусловно, подобные типы людей, не вписывающихся в собственную эпоху, встречаются во все времена. Это роднит главного героя романа Лермонтова и с Онегиным Пушкина, и с Обломовым Гончарова. Каждый ищет себя в этом мире, стремится найти достойное применение своим силам, своей энергии, однако далеко не у всех это получается. Безусловно, в художественном отношении образ Онегина выписан, на мой взгляд, талантливее образа Печорина. Однако, в том, что касается идеи, Лермонтов, опять-таки, по моему мнению, превзошел Пушкина. Во все времена находятся люди, которые более остро переживают перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительны к проявлениям собственной души. Именно поэтому на их долю выпадают самые мучительные душевные переживания.

Похожие сочинения

  1. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  2. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  3. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  4. Герой нашего времени
    "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события,...смотреть целиком
  5. Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
    Время... Это оно встало непреодолимой стеной между двад-цатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбро-сило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридца-тым июля 1826 года — страшным...смотреть целиком
  6. Размышления над романом «Герой нашего времени»
    "Герой нашего времени" — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы"...смотреть целиком
  7. О трагичности судьбы незаурядных людей в романе «Герой нашего времени»
    Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох. Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х...смотреть целиком