Каждой строчке этого стихотворения мы найдем подтверждение в чуть более позднем произведении М. Ю. Лермонтова- «Герое нашего времени». Лермонтов освещает проблемы 30-х годов. Такие, как проблемы любви, счастья, предопределения, свободы воли, добра и зла, проблемы личности человека, проблемы поиска идеала. В начале романа автор замечает, что Печорин - это портрет, «но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Актуальна эта тема и в нашем XX веке. В Печорине мы найдем черты нашего поколения, как, например, индивидуализм, переходящий в эгоцентризм. Эта черта характера и движет Печориным на протяжении всего романа.

Современники Лермонтова негодовали, как он мог описать такого человека и утверждать, что это портрет. Но он не боится показать истинное положение вещей. «Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же даже этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели вы того желаете?.. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Раскрывая проблемы 30-х годов, Лермонтов смело показывает все негативные стороны этой эпохи.

Печорин - портрет, составленный из всех пороков того поколения, и Лермонтов показывает, насколько мелок человек может быть. Для самоутверждения, для удовлетворения своего самолюбия человек способен разрушить и даже уничтожить множество жизней. Мы видим, что автор намеренно отказывается от хронологической расстановки повестей, чтобы показать Печорина глазами штабс-капитана Максима Максимыча. Сначала мы видим Печорина то мрачного и замкнутого, то веселого и деятельного, то снова ко всему равнодушного.

Такого мы видим его в повести «Бэла». Рассказ ведет Максим Максимыч, описывая затею Печорина, который решается выкрасть коня и обменять его на Бэлу ее брату Азамату. Но это не любовь и даже не симпатия. Это лишь желание самоутвердиться и доказать самому себе, что возможно влюбить в себя бедную черкешенку.

Лишь после смерти Бэлы и ее отца в Печорине просыпаются какие-то чувства, он после этого даже болел.

Но еще до этого он понял, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Однако читатель не может принять методы, с помощью которых Печорин познает эту истину. В следующей главе, «Максим Максимыч», Печорин раскрывается в несколько ином свете. Мы видим Печорина глазами автора, но автор начинает уже анализировать.

«Но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера». Также автор обращает наше внимание на его глаза. «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Ослепительный, но холодный взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый…»

Эта повесть по хронологии должна была быть последней, т. к. здесь мы видим Печорина несчастного, опустошенного и неприкаянного. Однако Максим Максимыч, да и автор воспринимают его как эгоиста, сухого и черствого человека.

Максим Максимыч, человек добрый, милый, преданный, был обманут в своих ожиданиях. А Печорин, окатив его холодным взглядом, сдержанно поприветствовал, в то время как его друг хотел броситься ему на шею. Мы видим Печорина уставшим от жизни, равнодушным к ней. Он уже не дорожит своими дневниками, а на вопрос Максима Максимыча: «Что мне с ними делать?» - ответил: «Что хотите!»

Эти дневники есть самый лучший способ раскрытия сложности характера Печорина. Ведь в них он не боится честно признать свои ошибки и оценить свои поступки.Но ведь и Лермонтов заметил, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она -т-следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…»

Открывает дневник Печорина глава «Тамань», где он шутя сломал жизнь слепому и старухе, чуть не был утоплен девушкой, но и заставил пойти ее на предательство. Однако мы видим, что Печорин раскаивается: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? »

Глава «Княжна Мери» открывает нам Печорина еще с одной стороны. Даже он сам себя нам открывает, разоткровенничавшись с княжной. «Я сделался нравственным калекой». Вот мысль, пронизывающая весь роман. Здесь мы встречаемся с другим типом человека - это Грушницкий. «Производить эффект - его наслаждение; такие люди нравятся романтическим провинциалкам до безумия». Грушницкий напускает на себя романтический вид и «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Однако со всей своей напускной важностью Грушницкий на дуэли после подлой выходки требует, чтобы Печорин стрелял, так как двоим им на земле не жить.

Но вернемся к княжне Мери. Женщины вообще в романе играют огромную роль в раскрытии характера Печорина.

Он заставляет Бэлу полюбить себя и признаться в любви. Вера… Вот единственная, кто мог бы вернуть Печорина к жизни, вернуть его чувства. Ведь он любил ее, и она любила его, хотя и страдала от этого. Но… Вера замужем, хотя и признается мужу, что любит Печорина, но все равно уезжает с мужем, решая забыть Печорина. Именно тогда, когда Печорин решает догнать ее, становится ясно то, что он любил и любит Веру. Но он не догнал…

Княжна Мери - это лишь очередная победа Печорина. Здесь он так же предал людей во имя своего «эго». Печорин - тонкий психолог, это мы видим, когда вместо того, чтобы привлечь к себе внимание Мери, он начинает ей досаждать, раздражать ее. Он понял, что Грушницкий скоро ей наскучит, значит, надо действовать наоборот.

Завершает роман глава «Фаталист», где Печорин протестует против предопределения. Вулпч - человек честный, храбрый, волевой, молчаливый, и этим он нас привлекает. «Никому не доверял своих душевных и семейных тайн», что говорит о сильном характере.

Однако он игрок. Он любит поспорить с судьбой и именно из-за этого и разгорелся этот спор.

Печорин бросает фразу: «Вы нынче умрете», но Вулич стреляет и не умирает - осечка. И тут мы открываем себе, как и Печорин, что он верит в предопределение: «…только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…»

И рано утром Печорин узнает, что Вулич убит. Он решает сам взять живым убийцу Вулича, он понимает, что «хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!».

Печорин и есть портрет времени. Он умен, но не видит возможности действия, он энергичен, но не может дать выход своей энергии, он несчастен, но это плод его трудов. Он эгоист, но его сделали таким. Так и поколение тридцатых. Молодым талантам не давали той свободы, в которой они нуждались. Люди становились суше, чопорней и эгоистичней. Читая этот роман, невольно проводишь параллель с XX веком и понимаешь, что у нас много общего, однако мы не желаем учиться на ошибках предков. «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..»

Похожие сочинения

  1. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  2. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  3. Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)
    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В...смотреть целиком
  4. Образ и характер Печорина
    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...смотреть целиком
  5. Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...смотреть целиком
  6. Система образов в романе «Герой нашего времени»
    Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», - нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой....смотреть целиком
  7. Печорин — "лишний человек", "младший брат Онегина"
    Личность Печорина настолько притягательна, что, читая роман, невольно ищешь оправдания его циничным поступкам. Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", когда преследовалась...смотреть целиком