Печорин не просто так, только от скуки начинает «игру», далеко не веселую. Он тоскует, жаждет любви сильной, чистой, бескорыстной. Но в то же время он не верит в любовь женщины. Он ожесточен прошлым опытом. Отсюда его злые сентенции, философствования вроде: «.. .женщины любят только тех, которых не знают», или «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтобы они убедили себя сами», которые находятся и противоречии с тем, что происходит в его сердце. Равно как нельзя полностью доверять Печорину и тогда, когда он говорит, что «давно не живет сердцем», а живет одной «головой». Нельзя доверять ему и тогда, когда на горькие жалобы Веры о том, что он ей ничего не дал, кроме страданий, Печорин размышляет про себя: «Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда».

Впоследствии, когда княжна, узнав несколько ближе Печорина, полюбила его, в поведении Печорина появляется нечто новое. Быть может, ненадолго, но в нем

пробуждается чувство, жажда быть любимым, мелькает надежда и возникает потребность открыть свою душу перед невинным, еще неиспорченным любящим существом.

Такова психологическая предпосылка монолога-исповеди Печорина. Его исповедь — «откровенный, беспощадно правдивый рассказ о самом себе… трезвый, нелицемерный отчет перед собственной совестью, безбоязненное, проникающее до самых глубин души обнажение ее сокровенных движений, ее верований и мечтаний». «Печорин никогда не будет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих побуждений, он не унизит свои принципы лицемерием или отступничеством, он всегда готов отвечать за них перед всем миром».45 Печорин чуток не только к своему внутреннему миру, своим страданиям, но и умеет «читать» в чужой душе, понимать чужие страдания. Когда на вечере у княгини он «был в духе», с воодушевлением импровизировал «разные необыкновенные истории» и увидел, как княжна Мери «с глубоким, напряженным, даже нежным вниманием» слушает его, ему становится «совестно». Когда же на болезненном лице княжны замечает Печорин «глубокую грусть», то признается: «… мне стало жаль ее».

Побуждения Печорина не безнравственные, и чувствуя, что, увлекшись «игрой», зашел слишком далеко, причинив княжне боль, он винит, казнит себя: «…зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь».

Печорин всегда внутренне честен. Когда наступает решающая минута объяснения с княжной Мери, он признается, что не любит ее. Иначе поступить он не мог. Не мог обманывать ни себя, ни княжну. Это, может быть, было жестоко, но честно и целительно для княжны. Когда ее честь оказалась запятнанной, то Печорин без колебаний поставил на карту собственную жизнь, чтобы оградить невинную жертву от грязной клеветы.

Только односторонние суждения и внешнее восприятие текста романа Лермонтова могут привести к выводу о том, что Печорин — холодный и жестокий эгоист, с наслаждением причиняющий другим боль и страдание. Этот «черствый», «холодный» человек с упоением слушает песню контрабандистки, «напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой». Этот «себялюбец» бросается за любимой женщиной. «А его готовность заглушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия, — писал Белинский о Печорине, — когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку, сейчас только выстрелившему в него пулю и бесстыдно ожидавшему от него холостого выстрела? Л ого слезы и рыдания в пустынной степи, у тела издохшего коня? Нет, все это не эгоизм».

В любви Печорин искал исцеление и покой, но не находил. Женщины — история с Бэлой, княжной Мери — лишь попытка уйти от скуки и бездействия, попытка как-то разнообразить, наполнить содержанием унылую, безрадостную повседневность. Эти попытки, по собственному признанию Печорина, лишь «пища, поддерживающая душевные силы», и вызваны желанием «Больную душу как-нибудь / На миг надеждой обмануть». Женщины только на время помогали заглушить тоску, но не могли по-настоящему утолить жажду его беспокойного духа. Печорин ночью, перед дуэлью, в раздумьях о жизни и возможной близкой смерти, говорит: «Моя любовь никому не принесла счастья я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться».

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  2. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  3. Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)
    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В...смотреть целиком
  4. Печорин и Грушницкий: быть или казаться
    I. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину. «...Мы...смотреть целиком
  5. В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени"
    В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя...смотреть целиком
  6. Онегин – отражение эпохи декабристов, Печорин – герой «жестокого века»
    Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин – отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин – герой третьего...смотреть целиком
  7. Роль образа Печорина в повести «Тамань»  Новое!
    Все легко отвечают, в какой роли выступает здесь герой: в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую...смотреть целиком