Лермонтов считал себя литературным «сыном» Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что ничего, хотя бы отдаленно напоминающего его музу, в русской литературе пока не появилось. «Очевидно, - писал Белинский, - что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Его поэзию и прозу породила эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 г., разочарования в прежних идеалах. Главной темой своего творчества Лермонтов избрал тему одиночества, и в литературе своего времени он был, казалось, настолько же одинок, как и его лирический герой. Хотелось бы в этой связи поговорить о лермонтовских заимствованиях из самого себя - автоцитировании. Этот прием часто используют многие писатели и поэты. Он позволяет по-новому взглянуть на себя прежнего, показывает эволюцию взглядов и мыслей художника.
Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно...
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его - Григорий Александрович Печорин - является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи.
Единственное, о чем не говорит Лермонтов в «Думе», но что мы видим в «Герое…», - это уступки пошлости, обывательщине, которые делает хороший, умный человек ввиду «пустого или темного грядущего». Он уже практически не сомневается; он слишком хорошо познал все, что его окружает.
Как сказал сам Лермонтов в предисловии ко второму изданию своего романа, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии...». Какими же чертами наделен герой его времени?
Он разочарован в жизни, его пессимизм беспросветен и, самое страшное, заразителен, цели в жизни он не видит, не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом». Все это было описано Лермонтовым в стихотворения «И скучно, и грустно...». Одно из самых страшных разочарований в его жизни - это разочарование в любви:
Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
По-моему, здесь автор лукавит перед самим собой. Вечная привязанность, которая жива в сердце человека даже в разлуке, известна Печорину. Его любовь к Вере показана вскользь, нам неизвестна его предыстория, но трудно сомневаться, что эта женщина по-прежнему много значит в его жизни. Заметим: «на время» - это характеристика не чувства, а объекта чувства. Княжна Мэри - любовь «на время», даже «чтобы провести время». Вера - вечная, невозможная любовь, которая оборачивается сплошным страданием для всех.
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»). Это прямая отсылка к одноименному стихотворению. Но «жаждет» ли Печорин «бури»? Кажется, и к буре он уже равнодушен. «Да и какое дело мне до бед человеческих…» Приключение в Тамани почти не развлекло Печорина, от пребывания в городке у него осталось только чувство досады.
Разве что порой вспоминает равнодушный офицер о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива...»). Только вечная, величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью.
Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Похожие сочинения

  1. Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
    Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе "Герой нашего времени" он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств...смотреть целиком
  2. «Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, / И царствует в душе какой-то...смотреть целиком
  3. «Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест
    М.Ю.Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читателей, и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим чудом русского...смотреть целиком
  4. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  5. Печорин — вечный герой нашего времени  Новое!
    В русской литературе XIX-го века роман "Герой нашего времени" стал продолжением темы "лишних людей". Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина....смотреть целиком
  6. Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
    Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведе шя, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика — это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека...смотреть целиком
  7. Изображение главного героя в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    В образе Печорина, главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», собраны практически все негативные черты, которые были присущи молодому поколению, жившему в тридцатые годы девятнадцатого века. Печорин - молодой человек, офицер, который...смотреть целиком