Художественный мир М. Ю. Лермонтова неповторим. В. Г. Белинский говорил о существовании «лермонтовского элемента» — явления совершенно особого, уходящего своими корнями в глубинное я самого автора. В романе «Герой нашего времени» «лермонтовский элемент» более всего ощутим вострой постановке проблемы личности, её нравственной ответственности за состояние мира. Эта главная тема лермонтовского творчества имеет в равной степени социально-историческое и филоофско-нравственное общечеловеческое значение, не потерявшее своей актуальности в наши дни.

Сюжет романа построен как серия экспериментов центрального персонажа над собой и другими людьми с целью выяснить, «может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Таким образом, получается, что один из основных вопросов, который Лермонтов решает в произведении,— это вопрос о границах человеческой свободы, оправе человека на свободное проявление своей воли. Прежде всего отметим, что у лермонтовского героя говорящая фамилия. Онега и Печора — названия двух северных рек, текущих почти параллельно, но отличающихся характером течения. Онега течет в одном направлении, ровно и спокойно, русло же Печоры изменчиво и извилисто. В некоторых местах Печора становится похожей на горячий поток: бурлит и негодует, стремясь преодолеть неожиданно вставшие на ее пути преграды. Так и Печорин: его натура более страстная, более озлобленная, более самокритичная и более активная в своих проявлениях, чем у пушкинского Онегина, «бешено гоняется он за жизнью» (Белинский), страстно ищет счастья и не находит его. Почему? Что такое счастье в представлении мятущегося героя?

Проблема счастья рассматривается Лермонтовым в двух аспектах: бытовом и философском. В житейском плане счастье понимается как взаимная любовь, тихие семейные радости. «Да, они были счастливы», — говорит Максим Максимыч о первых днях любви Печорина и Бэлы. Но это скорее точка зрения рассказчика, а не героя. Мотив скуки проходит через весь роман, сопровождаясь нотами разочарования, пустоты и обмана. «Я все это знаю наизусть — вот что скучно», — признается герой.

Обыденному пониманию счастья Печорин противопоставляет свое. «А что такое счастье? — спрашивает он, а затем отвечает: — Насыщенная гордость!» Гордость же насыщается тогда, когда человек становится для другого причиной страданий или радостей, не имея на то никакого положительного права. Особенно показательны рассуждения героя об обладании молодой и неопытной душой, которую, насладившись, можно бросить подобно цветку на дороге.
Это действительно противоположно тому, о чем мечтал Онегин, полюбив Татьяну:, «поминутно видеть вас», «повсюду следовать за вами», «пред вами в муках замирать».

Казалось бы, Печорин не встречает для реализации своих душевных побуждений абсолютно никаких преград. Его воле покоряются Бэла, Вера, княжна Мэри, даже Азамат ускоряет гибель сестры, став послушным орудием в руках героя. Печорин относится именно к тем людям, с которыми, по словам Максима Максимыча, «непременно должно соглашаться». И тем не менее ни разделенная любовь, ни власть над чужими душами не приносят Печорину счастья. «Никто не может быть истинно несчастлив, как ты», — пишет ему Вера.
Характер Печорина, бесспорно, во многом определен временем, в котором он жил, обществом, в котором сформировался. Сам герой

Похожие сочинения

  1. Григорий Печорин — герой своего времени
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  2. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  3. Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер...смотреть целиком
  4. Герой нашего времени
    "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события,...смотреть целиком
  5. Печорин
    Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих...смотреть целиком
  6. Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Первая повесть «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открывается поэтическим описанием Койшаурской долины, по которой едет рассказчик: перед читателем проплывают «горы неприступные» в «золотой бахроме снегов», «серебряная нить» Арагвы,...смотреть целиком
  7. Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»
    Как известно, любовь – одна со сфер, в которой реализовался романтический герой. Способность к искреннему, отданного чувства – важнейшая черта романтического героя. В романе «Герой нашего времени» Печорин проходит «испытание» любовью, но не выдерживает...смотреть целиком