«Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская повесть. Но в целом «Герой нашего времени» — качественно новое явление, роман, отличающийся остротой в постановке важнейших проблем социального, нравственного, философского плана.

Социальность романа выражена в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены историческим временем и средой. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами, которые, в свою очередь, получают объективную оценку, будучи вовлеченными в систему новых отношений «цивилизованного» общества. Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергается объективному изучению: герой и время, человек и эпоха; устанавливается их взаимная зависимость. Такой подход к изображению человека и среды предопределил возможность нового подхода к «истории души человеческой», позволяющей проникнуть в самые глубины внутреннего мира личности. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя сочетается и корректируется взглядом на него «со стороны», а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера. Тем самым открывалась возможность для постановки важнейших проблем уже философского характера: человек и судьба, цель и смысл жизни, столкновение добра и зла в душе человека, свобода воли и необходимости и т. д.

Наиболее отчетливо философская проблематика романа проявилась в заключительной повести «Фаталист». Печорин, впервые в жизни решившийся пожертвовать собой ради других людей, задумывается над вопросами о роли судьбы в жизни человека. Он не приходит ни к каким четким логическим формулировкам, но само направление его размышлений знаменательно: слепую веру в судьбу он решительно отвергает: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Необычна композиция «Героя нашего времени». Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет самостоятельное значение; но в своей совокупности они образуют единое

произведение, в котором, по словам Белинского, «один герой и одна основная идея, художественно развитая». Расположены повести не в хронологической последовательности событий. Композиция подчинена задаче постепенно раскрыть характер Печорина. Сначала дается его объективное изображение («Бэла», «МаксимМаксимыч»), потшм — субъективное («Журнал Печорина», являющийся, по существу, его исповедью). Таким образом, кроме внешнего сюжета в романе есть еще и внутренний, психологический сюжет. С этим же связано и своеобразие стиля романа, сочетающее простоту и непринужденность рассказа Максима Максимыча («Бэла»), точность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и сложную психологическую и философскую прозу в «Журнале Печорина».

Спорным является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства. Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста. Однако в «Герое нашего времени» явственно ощущаются и романтические тенденции. Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.

Похожие сочинения

  1. Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
    В 1839 году в третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год - "Тамань"....смотреть целиком
  2. Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери»  Новое!
    «Кяжна Мери» - дневник, включающий в себя шестнадцать записей, иногда длинных, иногда коротких, точно датированных. Все, что происходит в повести, укладывается в небольшой срок - чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня. Последняя, семнадцатая запись...смотреть целиком
  3. Художественные особенности романа «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его...смотреть целиком
  4. Сочинение: «Максим Максимыч»
    В повести «Максим Максимыч» единственный раз автор романа сталкивается с Печориным лицом к лицу. Появлению Печорина предшествует описание его щегольской коляски и избалованного столичного лакея. Надменность слуги резко контрастирует с нескрываемой радостью...смотреть целиком
  5. Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени»
    По мысли Лермонтова, не одна причина, а по крайней мере несколько обусловили характер Печорина. Важно, однако, что поиски причин ведутся одновременно и за пределами мира Печорина, и в мире героя. Отход от романтизма намечается уже в том, что характер...смотреть целиком
  6. Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале своего жизненного пути. Писатель дает ответ на этот вопрос...смотреть целиком
  7. ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА
    Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся...смотреть целиком