«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает к иностранной речи и местным словам, и только тогда, когда это необходимо для характеристики тех или других героев: представителей светского общества, Максима Максимыча, горцев.
Каждое слово Лермонтова метко и выразительно. Эпитеты и сравнения не усложняют описаний, а лишь оживляют их, делают поэтически выразительными.
Мастерски владея интонацией, Лермонтов самым строем речи искусно передаёт различные настроения.
Язык служит прекрасным средством характеристики героев романа. Каждому из героев романа свойственны определённые особенности речи. Так, речь Максима Максимыча по своему словарю и синтаксису представляет собой образец разговорной речи малообразованного офицера, проведшего долгую жизнь на Кавказе, в глухой крепости. Отсюда у Максима Максимыча «военные» слова и обороты: «Так-с точно...»; «Девки и молодые* ребята становятся в две шеренги» и т. п.; подчас срываются с его языка грубоватые слова, вроде «косматый дьявол», «рожа у него была самая разбойничья», характерные разговорные обороты: «животики надорвёшь от смеха», «наделал он (Печорин) мне хлопот, не тем будь помянут».
Речь Грушницкого отражает его страсть к «пышным фразам», к декламации.
Язык Печорина прекрасно характеризует его сложную, противоречивую натуру. Склонность к размышлениям, рассудочность Печорина хорошо выражена в его метких афоризмах. Наоборот, речь его приобретает образный и картинный характер, становится поэтичной, когда он говорит о природе, которую горячо любит.
Язык романа «Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии русского литературного языка. Опираясь на богатства народного языка, Лермонтов использовал достижения стиха и прозы пушкинской эпохи. Сближая литературный язык с живой устной речью в зарисовках бытовых сцен, Лермонтов при изображении душевной жизни своих героев применяет слова, выражения и построение фразы, свойственные публицистическим, научным статьям. Таким путём он расширяет рамки языка художественной прозы.

Похожие сочинения

  1. Почему автор называет Печорина "героем времени"?
    Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского вос-стания 1825 г. В это время человек передовой...смотреть целиком
  2. Обзор романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
    «Герой нашего времени» — первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.Роман имеет ряд композиционных особенностей: по ходу повествования...смотреть целиком
  3. Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.
    В обыденном сознании многих людей судьба всегда представлялась как непостижимая предопределенность событий и поступков. В обыденной речи судьба часто означает: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. В завершении своего произведения...смотреть целиком
  4. Любовь в жизни Печорина
    Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые...смотреть целиком
  5. Образ и характер Печорина
    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...смотреть целиком
  6. ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА
    Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся...смотреть целиком
  7. «Герой нашего времени» — социально-психологический роман
    «Герой нашего времени» — произведение, рожденное по-следекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской...смотреть целиком