Роман «Герой нашего времени» критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем «совершенно новый мир искусства», увидел в писателе «глубокое знание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания и оригинальность». Но в печати звучали и голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, А. С. Бурачок, называл образ главного героя романа, Печорина, «эстетической и психологической нелепостью», а само произведение получило характеристику лишенного философии, «религиозности русской народной».
Но независимо от отношения критики, роман читался, как читается и поныне, а образ главного героя и по сей день считается наполненным тонким психологизмом. На протяжении всего произведения образ Григория Александровича Печорина раскрывается во многих эпизодах. Каждая из композиционных составляющих романа, каждый эпизод важны для наиболее полного понимания образа главного героя.
Повесть «Бэла» была впервые опубликована в 1839 году в журнале «Отечественные записки». В ней описывается ис/гория любви Печорина к черкешенке Бэле. Суть повествования проста. Печорин, приехав в кавказское селение, пожелал заполучить прелестную девушку — Бэлу. Он ее заполучил, но завершилась любовная
история трагически.
В этой повести Печорин предстает перед нами как человек импульсивный, сам себя неспособный понять. Рассказ в повести «Бэла» ведется от лица Максима Максимыча, штабс-капитана и близкого приятеля Печорина. В сущности, Максим Мак-симыч явился и косвенной причиной разворачивающейся на страницах повести трагедии. Ведь именно он, желая развлечь Печорина и изменить отношение героя к черкешенкам, везет Печорина на свадьбу к князю. Максим Максимыч и подсказывает Печорину способ похищения Бэлы. Азамат, в сущности, лишь орудие, средство для достижения цели.
В повести «Бэла» показаны те черты характера, которые только разовьются в дальнейшем повествовании: это вечная неудовлетворенность героя окружающим миром, стремление менять обстановку, неспособность удовлетвориться исполненным желанием, эгоизм и прочее.
Сговор Печорина с Азаматом оказал трагическое влияние на судьбу Бэлы. Бэла была похищена Азаматом и отдана Печорину. Девушка полюбила героя, но ее простота, безыскусность вскоре наскучили ему. Печорин, слегка развлеченный чувствами очаровательного создания, вскоре вновь погрузился в пучину скуки и неудовлетворенности миром. В сущности, и сговор с Азаматом послужил способом хоть на какое-то время уйти от этой странной тоски.
Печорин не способен удержаться в обществе одних и тех же людей, на одном месте. Его отличает постоянное стремление к действию. Поэтому он не может быть счастлив, пожалуй, ни с одной женщиной. Бэла же — непосредственное милое дитя кавказских гор, юная и нежная, полюбила не человека, она полюбила образ — тоскующий и трагический, а трагичность всегда придает нечто романтичное. Бэла не выдержала изменения к ней отношения Печорина. Она чахла, грустила, тосковала.
В этом эпизоде уже начал проявляться своеобразный талант Печорина ¦)- сеять зло, раскрывать самые негативные стороны человеческой натуры. Он воздействовал на страсть Азамата к лошадям, чтобы получить желаемое. Наскучившая ему девушка оказалась в одиночестве, он не проявлял к ней внимания и интереса, чем медленно убивал ее. Но при этом Печорин не выглядит однозначным злодеем. Он — человек страдающий, мечтающий о каком-то счастье, о заполнении пустоты в своей душе и жизни. Но жизнь его «...становится все пустее день ото дня». Жизнь Бэлы — тоже, она не понимает охлаждения к ней героя, даже порой винит себя.
В сущности, сговор Печорина с Азаматом, произошедший по искренней любви к лошадям одного и любопытства другого, стал точкой отсчета трагедии, погубленной юной жизни. Если бы события развивались по иному сюжету, если бы Печорин никогда не оказался поблизости от Бэлы, она бы, возможно, прожила благополучную полную и насыщенную событиями жизнь. Но на ее жизненном пути встретился Печорин, сыгравший в какой-то степени роль демона-искусителя. Под его влиянием Азамат выкрал Бэлу, девушка привыкла к Печорину, искренне привязалась к нему и даже полюбила своего похитителя, ему же наскучили ее чувства, как и все в этом мире. Стремление Печорина «к чему-то» обернулось трагедией. Влияние на жизнь Бэлы этого загадочного человека оказалось слишком сильным, ее судьба была покалечена встречей с ним.
Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор своему герою. Он старался проникнуть вглубь этого противоречивого характера, этой сложной натуры, в итоге оказавшейся портретом типичного представителя того времени. И эпизод с Бэлой привносит яркие штрихи в образ Печорина.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  2. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  3. Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери
    Окончание журнала Печорина. Княжна Мери. Перед нами —дневник Печорина, в котором помечаются дни записи. 11 мая Печорин делает запись о своем приезде в Пятигорск. Найдя квартиру, он направился к источнику. По дороге его окликнул знакомый, с которым он...смотреть целиком
  4. Природа в романе «Герой нашего времени»
    Роман “Герой нашего времени” — самое зрелое и серьезное произведение М. Ю. Лермонтова, ставшее значительной вехой в развитии русского реализма. Роман представляет собой несколько различных по жанру частей, связанных образом главного героя — своеобразным...смотреть целиком
  5. Круг интересов "водяного общества" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
    Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, я поставила перед собой цель – глубже понять взаимоотношения Печорина с “водяным обществом” Пятигорска, то есть ещё раз коснуться важной темы – человек и общество. По делам службы главный герой...смотреть целиком
  6. Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет - это не только описание его внешности, но и знакомство...смотреть целиком
  7. В чем проявляются парадоксы личности Печорина  Новое!
    Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады?...смотреть целиком