Кавказ в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Для А. Пушкина Кавказ это одичавший край, красивый и прекрасный, земля древних легенд. Стихи А. Пушкина «Кавказ», «К морю». Кавказ Лермонтова - место военных действий, где природа и низость человеческого духа находятся в дисгармонии. Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени». Герой времен Лермонтова мог быть только там, где точатся боевые действия - а именно на Кавказе. Лермонтов описывает места и крепости, где живут его герои - Печорин, Максим Максимович, княжна Мэри, Бела, Казбич и прочие. Горы с их величественной красотой являются и антуражем драм, которые здесь происходят, и самими соучастниками событий.

В Грузии - Гуд-гора, гора Крестовая, Чертова долина, Койшаурская долина, роскошные виды Пятигорска - горы, которые сияют снеговой одежкой - Бешту и Машук, Змеиная, Железная, Лысая; извилистые дороги, ручьи под высокими травами; река Байдара, о которой Максим Максимович говорил, что она так разыгралась, что и не перейти, и отмечает: «Эта уж мне Азия! Что люди, что реки - никак нельзя положиться!» Городок Кисловодск возле него река Пидкумок и скала Кольцо. Лермонтов называет его «смесь черкесского с нижегородским». Печорин одет, как кабардинец: ни одного лишнего галуна, оружие ценное, но с простым обрамлением, мех ни шляпе не длинный и не короткий, бешмет белый, черкешенка темно-бурая. Лермонтов изображает черкесов, кабардинцев, других жителей Кавказа. Максим Максимович отличает один народ от другого« каждого уважает и понимает и кабардинцев, и чеченцев, и осетин, и грузин, и черкесов, «хотя и разбойники, но все же они сорвиголовы». Одна из героинь рассказа - способная к самопожертвованию волшебная черкешенка Бела, зажигательные Казбич и Азамат, для которых самое главное сокровище в жизни - конь. Азамат такой страстный, что даже старается обменять свою сестру Белу на коня, который ему нравится.
Черкешенка Бела обрисована Лермонтовым женщиной-ребенком - дикой, волшебной, с цельным и смелым характером. Печорин крадет ее из родной семьи, так как по обычаям она - вещь, за которую можно выменять коня, или продать. Но украсть - совсем не означает приказать любить себя. Бела не соглашается быть с Печориным, какие бы подарки он ей не дарил. Остается лишь подарить ей свободу. Бела умеет любить сильно и преданно, так, как не умеет ни одна из женщин, описанных в романе. Но добившись своего, Печорин уже скучает, оставляет Белу одной и едет на охоту. Родня старается возвратить Белу домой или убить. Казбич похищает ее, и его настигает Печорин. Бела умирает от ранений. Максим Максимович, свидетель этой трагедии, он верит только в фатальный конец, делает замечание: «она хорошо сделала, что померла: да и что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это непременно состоялось бы, рано или поздно…»

Понимает ли Лермонтов душу Кавказа, его людей? Наверное, Лермонтов изображает Кавказ и кавказцев, как художник, как ученый-природовед. Он изображает чувства этих народов простыми, цельными, но почти примитивными. Герои Лермонтова Печорин, Максим Максимович, княжна Мери, Грушницкий и Кавказ. Герои, изображенные Лермонтовым, оказались на Кавказе по разным причинам - одни приехали на Кавказ как военные, другие - лечиться. Печорин держится одиночкой, созерцает за окружающей жизнью, старается даже вмешаться в нее - например, когда крадет Белу у родных. Максим Максимович также созерцает и изучает жизнь Кавказа, но его кредо - не вмешиваться. Грушницкий - самовлюбленный молодой человек, который всюду ведет себя одинаково. Княжна Мери волшебная, молодая красавица, любит Кавказ, его замечательную природу.

Кавказ является восточным мотивом, экзотической и малоизвестной страной. Он описан в поэме «Демон», стихотворении «Казбек», романе «Герой нашего времени» и др. Григорий Александрович Печорин описан, в самом деле, романтическим героем. По характеристикам Максима Максимовича, он причудливый, тоненький в новеньком мундире, может много времени провести под дождем и не заболеть, а иногда простудиться от свежего ветерка; может пойти на кабана один на один, и иногда испугаться какого-то неожиданного звука; может быть молчаливым, или чрезмерно веселым. Он среднего роста, походка его ленивая, в улыбке что-то детское, кожа будто женская, волосы белокурые, кудрявые от природы, а усы и брови - черные, благородный лоб, карие глаза, которые не смеются, когда он смеется.

Лермонтов использует форму дневника и как романтический прием, и как способ показать мысли своего героя, все добродетели и недостатки его характера. Печорин схож с лирическими героями стихов, которые скучают, живут одиночками, ненавидят людей и общество, способные на любой неистовый поступок и не способные на любовь. Демон - «дух изгнания» - также одинокий, нелюдимый, не понимающий человеческого мира. Одинокий лирический герой из стихотворения «На дорогу иду я в одиночестве».

Похожие сочинения

  1. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  2. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...смотреть целиком
  3. Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Мери, княжна
    Мери, княжна — героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе — страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий...смотреть целиком
  5. История жизни Печорина  Новое!
    Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя,...смотреть целиком
  6. Восприятие личности в романе «Герой нашего времени»
    Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как «глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие...смотреть целиком
  7. Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»
    Если Печорин типичен для своего общества и времени лишь как «типичное исключение», то Максим Максимыч типичен как наиболее обобщенное выражение всего обыденного, массового (и в то же время лучшего), что было в его социальном кругу. Он — представитель...смотреть целиком