Как истинно героическая натура, Печорин готов смело отвечать за свои поступки и свой образ мыслей. Он не сваливает вину на обстоятельства, хотя и не исключает их воздействия на формирование своей личности. Лермонтов осложнил художественную задачу, стоявшую перед ним, изображением косвенного влияния обстоятельств на характер героя и выдвижением на первый план личной воли Печорина. Судьба незримо присутствует во всех без исключения приключениях героя, в конечном счете определяя и обусловливая их, но героический характер непосредственно исходит из проявлений собственной воли. Тем самым все поступки Печорина диктуются его индивидуализмом, приобретающим программную, сознательную, глубоко продуманную позицию жизненного поведения, но индивидуализм в качестве такой сознательной позиции получает более общую мотивировку, поскольку подобная жизненная позиция могла возникнуть только в определенных условиях, обусловивших качество самой позиции и личность героя. Жизненный опыт Печорина узок и односторонен не только в том смысле, что герой действует в сфере личных интересов, но и потому, что он с неизбежностью влечет узость и односторонность его внутренней программы.

Мотив «веселья» как счастливого, творческого состояния души означает приобщение к простым человеческим истинам, к стихийно-неорганизованной, не упорядоченной социально-нравственными предрассудками наивной, «детской» и простой человеческой жизни. Это «веселое» ощущение подлинного смысла бытия, незамутненного никакими социальными, общественными приобретениями, свойственно и рассказчику, одному из тех странствующих людей, социальной психологии которых столь близок внутренний мир Печорина. Созерцая природу, рассказчик в очень близких печоринским словам размышлениях расшифровывает смысл наивного и детского веселья Печорина: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем».
И дальше: «…казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром - чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять». Рассказчик как бы комментирует последующие слова Печорина. Смысл печоринского «веселья» становится ясен: в герое живо неизвращенное, природное начало. На общности переживаний рассказчика и Максим Максимыча, рассказчика и Печорина основано их взаимное влечение друг к другу.

Однако в «Герое нашего времени» Лермонтов далек от утверждения руссоистской первозданной цельности патриархального общежития. Точка зрения Руссо взята лишь как изначальный момент для последующего движения художественной мысли. Лермонтов здесь отчасти перекликается с Гоголем, для которого мысль о веселой, стихийно-праздничной жизни, свободной от общественных установлений, послужила основой повести «Тарас Бульба». Но направление мысли в дальнейшем, конечно, идет не в русле гоголевских

Похожие сочинения

  1. Противоречивый образ Печорина. Душа Печорина.
    Многоликий Печорин. Роман \"Герой нашего времени\" создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов...смотреть целиком
  2. Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени»  Новое!
    О пребывании Лермонтова на Кавказе в 1837 году почти не сохранилось документов. Всего несколько писем к друзьям да распоряжений по полку. Даже маршрут кавказских странствований поэта остается до конца не выясненным. Но некоторые подробности можно восстановить,...смотреть целиком
  3. Образ и характеристика Максим Максимыча
    Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григорий Александрович Печорин. Именно его судьба, судьба «лишнего человека», находится в центре повествования. Впервой части произведения мы знакомимся с Печориным благодаря рассказу Максима...смотреть целиком
  4. «Журнал Печорина», как «роман в романе»  Новое!
    В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных...смотреть целиком
  5. «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе  Новое!
    «Герой нашего времени» - итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции русской и мировой литературы,...смотреть целиком
  6. Система образов в романе «Герой нашего времени»
    Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», - нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой....смотреть целиком
  7. Краткая характеристика произведения "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Белинский первым отметил в романе Лермонтова «глубокое чувство действительности», «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность». Новаторство Лермонтова еще и в том, что он превратил...смотреть целиком