Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из первых реалистических произведений в русской классической литературе. Максим Максимыч является одним из центральных героев произведения. Это добрый и обаятельный человек, прошедший суровую школу жизни, но не ожесточившийся, привыкший правильно оценивать каждую сложившуюся ситуацию, но не чуждый душевной мягкости, не утративший веру в лучшие человеческие начала.

Максима Максимыча нельзя назвать исключительной, неординарной натурой. Об этом свидетельствует совпадение его имени с отчеством: он так же, как отец, один из многих, типичных, обыденных характеров.

По сравнению с Печориным Максим Максимыч, конечно, еще более явно выглядит человеком обычным, даже, можно сказать, приземленным. Однако он также тонкий наблюдатель, прирожденный рассказчик. Не случайно, именно от лица Максима Максимыча ведется часть повествования. Это его глазами читатель видит Печорина, через его восприятие ощущает тоску и душевную боль вырванной из жизни родной семьи, а затем брошенной горской девушки Бэлы. Следовательно, Максим Максимыч — образ более глубокий и цельный, чем кажется на первый взгляд. Служа на Кавказе, он хорошо знает нравы и обычаи горцев. «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых им случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие того ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения», — повествует автор. Эту мысль в романе следует отнести в первую очередь к образу Максима Максимыча.
Герой не глуп, но до наивности постоянен в своем отношении к людям. Его, например, глубоко ранил печоринский эгоизм, когда тот, встретив старого приятеля, поздоровался с ним холодно, даже не нашел времени, чтобы поговорить с ним, вспомнить о совместной службе. Поражает контраст в настроении героев при встрече: Максим Максимыч бросился к другу «что было мочи», но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку.

Максим Максимыч не понимает Печорина, а тот избегает общения с ним, зная, что разговор о прежних временах не сулит ему ничего приятного и скуку не рассеет. В гневе на Печорина добрый Максим Максимыч превращается вдруг в упрямого, сварливого штабс-капитана. Таким образом, обладая добрым сердцем, жизненной хваткой и тонкой наблюдательностью, герой не в силах выйти из плена стереотипных поведенческих установок, навязанных ему окружающей средой, службой.

Максим Максимыч жестоко обижен. Однако автор показывает, что у них с Печориным разные дороги. В главе «Бэла» описан случай, когда Печорин стремился поделиться с Максимом Максимычем своими душевными муками и пожелал узнать его мнение насчет предопределения, но тот даже не понял значение этого слова, а когда ему объяснили, сказал, переводя все в практическую плоскость: «Да-с, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем…».

Интересно, что в одном из последних произведений М.Ю. Лермонтова «Кавказец», написанном в форме очерка, дан образ старого кавказского офицера. Исследователи усматривают в нем прямую связь с Максимом Максимычем, видя в этом произведении его своеобразную развернутую биографию. Это свидетельствует о том, что данный образ был хорошо знаком и дорог автору, поэтому и воплотился на страницах романа «Герой нашего времени» со всей полнотой и реалистической противоречивостью.

Похожие сочинения

  1. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  2. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...смотреть целиком
  3. Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера. Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Бэла
    Бэла — черкесская княжна, дочь мирно\'го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...смотреть целиком
  5. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  6. Общая характеристика портрета Печорина
    Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему...смотреть целиком
  7. Значение для русской литературы «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова
    В реализме Лермонтова критическое начало проявилось с большой силой. Светская среда, окружавшая Печорина, подвергается в романе резкой критике, нередко принимающей характер сатиры. Строгой критике подвергает автор и своего героя, указывая в предисловии...смотреть целиком