Простой кавказский офицер Максим Максимыч оказывается ближе к естественному миру, но дальше от цивилизованной жизни; он привык к природе, обычаям, правам горцев, знает их хитрости и повадки, но ему крайне неуютно в непонятном печоринском окружении. Он знает, как вести себя с Казбичем, с Азаматом, с Бэлой, с горцами, осетинами, кабардинцами и татарами, но русский человек - Печорин - для него странен. В «Тамани» функция Максим Максимыча отчасти доверена десятнику, отчасти «черноморскому уряднику». Оба предупреждают о грозящей опасности. Но ни Максим Максимычу, ни десятнику, ни уряднику не дано проникать в глубь вещей, предотвращать трагические и трагикомические события, поскольку они далеки от извращенной социальностью психологии главного героя. Дальше поверхности вещей они не проникают, хотя им свойственно смутное ощущение неблагополучия, внутренней конфликтности жизни.

Исцеление героя от «скуки», от индивидуализма невозможно, таким образом, пи в результате перенесения простого человека в цивилизованный мир, ни вследствие погружения героя в простую, естественную Жизнь. Здесь гибель одинаково поджидает либо простого человека, либо героя. К тому же сам естественный мир теряет свою былую чистоту, его ожидает закономерное крушение. Не только герой не может ужиться с простыми людьми, но и простые люди не приемлют героя. Герой не только подавляет их своей волей, но и оказывается слабым, неспособным к естественной жизни. У Пушкина Алеко остается «гордым человеком». Его изгоняют из нецивилизованного мира, но он не слаб. У Лермонтова гордость Печорина сочетается уже с признанием не только внутренней неполноценности, но и личной слабости героя.

Однако в привычном окружении, в цивилизованном обществе герой демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь он господствующее лицо, здесь ему понятно и доступно любое тайное желание, и он легко предсказывает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, и сама судьба, казалось бы, помогает ему. Печорин заставляет каждого человека приоткрыть лицо, сбросить маску, обнажить душу. Но одновременно и он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых нравственных норм, потому что старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. Раскрывая собственную душу, Печорин неумолимо приближается к отрицанию эгоистической позиции, этого исходного и программного принципа своего жизненного поведения. Значение «Бэлы» и «Тамани» в системе романа определяется и этой стороной философской мысли автора.

Если Печорин осознал, что единственная перспективная позиция - свободное проявление индивидуалистической воли, то после «Бэлы» и «Тамани» для него совершенно отчетливо предстала и другая идея - ни в какой иной действительности, кроме существующей, нет пути к более высоким нравственным принципам. Всякие мечты о возвращении в лоно естественной, простой жизни не что иное, как идиллия и сладкая, невыполнимая утопия. Только на почве этой трагически несовершенной и вместе с тем дающей подлинное наслаждение реальной жизни (а Печорин извлекает не одни лишь горькие истины, но переживает и моменты подъема духа) может быть достигнута искомая им гармония личных страстей и всеобщих интересов. Однако, прежде чем подвести героя к новым идеям, возникающим из пережитого им наблюдения над действительностью, Лермонтов сначала сопоставляет Печорина с Максим Максимычем - русским офицером-к

Похожие сочинения

  1. Друзья и враги Печорина
    Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века. Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Максимыч” и “Журнала Печорина”, включающего...смотреть целиком
  2. Печорин и контрастные образы в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина можно сравнить с героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацким. Оба персонажа являются людьми, сталкивающимися с обществом и противопоставленными ему. Кроме...смотреть целиком
  3. «Пленительные» образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, / И царствует в душе какой-то...смотреть целиком
  4. Княжна Мери
    Княжна Мери.— Эта центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. По свидетельству мемуаристов, многие персонажи повести имели своих прототипов. Считалось,...смотреть целиком
  5. Пейзаж и его роль в романе
    В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»). Описания...смотреть целиком
  6. Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»?
    Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее...смотреть целиком
  7. Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»
    Роман начинается с описания путешествия по Военно-Грузинской дороге из Тифлиса во Владикавказ. Взору нашему представляется медленно поднимающаяся в гору тележка, запряженная быками, и следом идущий пожилой штабс-капитан в черкесской мохнатой шапке, покуривающий...смотреть целиком