Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то. (Лермонтов "Монолог")
Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала
большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай
1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения - это тощие плоды, до времени созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин - типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю", поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос автора.
Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал: Печально я гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.
Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.
Печорин - это плод воображения самого автора, а как любой автор, волей .или неволею через своего героя выражает свои сокровенные мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся. Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта - особенность его внешнего облика.
Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова "Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его "демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо "свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя. Лермонтову это было крайне неприятно. В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) - прообраз мужа Веры.
Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и
писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу
эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине. Если
в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за
довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы
Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.

Похожие сочинения

  1. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  2. Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)
    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В...смотреть целиком
  3. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  4. Мое отношение к образу Печорина
    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...смотреть целиком
  5. Сочинение-рассуждение по роману
    А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе....смотреть целиком
  6. Пересказ второй части «Герой Нашего Времени». Княжна Мери
    Окончание журнала Печорина. Княжна Мери. Перед нами —дневник Печорина, в котором помечаются дни записи. 11 мая Печорин делает запись о своем приезде в Пятигорск. Найдя квартиру, он направился к источнику. По дороге его окликнул знакомый, с которым он...смотреть целиком
  7. Композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова  Новое!
    "Герой нашего времени", несомненно, стоит особняком в длинном ряду традиционных романов. При первом же взгляде на него читатель начинает сомневаться: действительно ли произведение относится к этому жанру? Эти сомнения нельзя разрешить однозначно....смотреть целиком