Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел молодого человека 1820-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.

Общество еще не успело осознать значение романа в стихах Пушкина, не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.



Онегин и Печорин — "лишние люди", а значит есть и другие, их антиподы. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого "Война и мир".

Все они заняли достойное место в русской литературе. Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой? На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.

На мой взгляд, Печорин больше похож на Лермонтова, чем Онегин на Пушкина. Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно "просит бури". Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений. Самоанализ необходим современному человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя и его поколения.

Страсть противоречить самому себе воспиталась под влиянием великого раскола русской жизни на сторонников прогресса и ретроградов. В "Журнале Печорина" открывается живая, сложная, богатая аналитическая работа разума. Это доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья".

Эта же мысль повторяется у Лермонтова и в стихотворении "Дума":

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит,

Как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Роман "Герой нашего времени" издавался при жизни автора всего один раз. Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М. Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его романа Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. "Зачем я жил? Для какой цели я родился... А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные", — пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.

Пушкину не довелось прочесть роман о Печорине, но, казалось по другому поводу, а все же довольно точно он высказался и об этом романе тоже. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь "отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой". Таким увидел свое поколение Лермонтов. Таким, уверенные в точности суждений Лермонтова, знаем его и мы.

Похожие сочинения

  1. Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...смотреть целиком
  2. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  3. Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич.
    В обыденном сознании многих людей судьба всегда представлялась как непостижимая предопределенность событий и поступков. В обыденной речи судьба часто означает: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. В завершении своего произведения...смотреть целиком
  4. Печорин — герой или антигерой?
    Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин —...смотреть целиком
  5. "Во мне два человека..."(В чем сложность и противоречивость натуры Печорина)
    В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов с сожалением отмечал, что пока еще русский читатель наивен и слишком простодушен, поэтому ему зачастую приходится разъяснять цели и замысел своих произведений. Такое замечание писатель высказывал...смотреть целиком
  6. Социален ли роман «Герой нашего времени»
    Несомненно, социален – объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы – в большей или меньшей...смотреть целиком
  7. По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»  Новое!
    Для меня «Герой нашего времени» - роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно,...смотреть целиком