Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из "красоток записных". И все же, чего же было больше — сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. Уже первая глава романа рисует законченный образ светского молодого человека, не лучше и не хуже прочих. Домашнее образование, виды на наследство, светский лоск, приятный, легкий ум, реализующийся в изящных разговорах с домашними. Основательная подкованность в вопросах моды и составления меню холостяцких обедов — вот и все. Пушкин подробно описывает день Онегина: вставание, завтрак, туалет, бал, театр, сон... ...проснется он — и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра И завтра то же, что вчера. Механическое, педантичное повторение и размеренность того, что считается развлечением, ужасно. Вся пылкость чувств реализуется в "науке страсти нежной", но там, где нет любви, страсть переходит в привычку, а затем — в скуку: ...короче, русская хандра им овладела понемногу. Переезд в деревню ненадолго увлек Онегина, он даже попытался применить на практике кое-что, усвоенное из Адама Смита, но вскоре увидел, что ...в деревне то же, что везде. Но Онегин не во всем совпадает со своим внешне явлен- ным образом величественного денди и бездельника, в нем есть и другое: ...мечтам невольная преданность, неподражателъная странность и резкий, охлажденный ум. Незаурядный человек с сильными и яркими задатками, замкнутый в круге данностей и неспособный вырваться из него — это Онегин. Его желания скорее порывисты, чем сильны, он не понимает, что "труд упорный" — удел всякого ваятеля собственной жизни. Идя на поводу готовых, легких ответов, он поневоле, мимоходом становится убийцей, соблазнителем... Благородство и порядочность, которые он проявил по отношению к "печальной Тане", удивляют и обнадеживают. Онегин ведет пустую жизнь, но он не пустой. Пушкин заодно со своим героем, поэт дает ему шанс на настоящую жизнь. Онегин воскресает через любовь и отказ любящей женщины, в пять минут показавшей ему, что есть истина, а что — ложь. Пушкин расстается с Онегиным, как бы говоря: дальше — твой выбор. Онегин человек не пустой, он падший, но не пропащий. Григорий Печорин должен быть немного моложе Онегина. Он очень свеж и моложав — таким его описал Лермонтов. Он хорош собой. Но в первой встрече в главе "Максим Мак-симыч" нас поражает его вялость, бесконечная усталость, которая может быть только у старика, прожившего пустую, бессмысленную жизнь. Об Онегине мы знаем больше со слов автора. Печорин пишет дневник, мы вчитываемся в самоописание героя. Ничего не зная о его юности и детстве, мы узнаем, что Печорин трезво оценивает иг свои силы, и слабости, и пороки. Он знает, чувствует, что "ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Но он растратил силы, "увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных". Онегин ищет и не находит смысла в жизни. Печорин знает, что его нет. Сила и мощь его личности и интеллекта таковы, что он может выстраивать и планировать ситуации, управлять людьми, их чувствами и поступками. Печорин всегда получает желаемое, но, получив, охладевает, понимая, что не это ему нужно. А что? Печорин не боится смерти, он не любит жизнь. Если Онегин, став невольным убийцей, был потрясен, то Печорин — убийца хладнокровный, он спокойно проходит мимо людей, которые для него не более чем тени. Можно задеть его самолюбие, но не сердце и душу. Печорин считает, что душа его мертва, но что же тогда болит? Два героя. Два времени. Время надежд и разочарований, деятельной жизни и тлена. Великий пушкинист Юрий Тынянов говорил, что Пушкин — винное брожение литературы, Лермонтов — свидетель разложения.

Похожие сочинения

  1. Печорин
    Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих...смотреть целиком
  2. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  3. Сюжет и композиция романа....
    В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над "Геро-ем нашего времени", опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения "Бэла" и "Тамань" были опубликова-ны в виде отдельных повестей....смотреть целиком
  4. Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина  Новое!
    Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления над личной волей и над значением объективных, независимых от человека обстоятельств. Поэтика «Фаталиста» построена на предсказаниях и испытании судьбы. Печорин...смотреть целиком
  5. Принципы создания образа Максима Максимыча
    Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди. М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов написал роман «Герой нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В романе есть несколько персонажей, к которым читатель испытывает симпатию....смотреть целиком
  6. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В 30-е годы прошлого века в русской литературе наблюдалось стремление к правдивому исследованию внутреннего мира человеческой...смотреть целиком
  7. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Самолюбие — это соль жизни», — утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы. Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы...смотреть целиком