Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.
Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Груш-ницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
“Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.
Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.
Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?
...Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии” Печоринство было типичной болезнью времени.

Похожие сочинения

  1. Печорин и Грушницкий(по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
    В 1839 году в третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год - "Тамань"....смотреть целиком
  2. ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЛЕРМОНТОВА
    С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с его произведениями мы впервые знакомимся в пятом классе. Тогда начинают изучение творчества Лермонтова с небольших стихотворений, доступных в понимании для столь раннего возраста. Одним из самых первых...смотреть целиком
  3. ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
    Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен...смотреть целиком
  4. ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН
    "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля..." (В. Г. Белинский). Лермонтов и Печорин... Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности...смотреть целиком
  5. Композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    " Желания? Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, - все лучшие годы." М.Юлермонтов "Герой нашего времени" - одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического...смотреть целиком
  6. Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это «история души человеческой», как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист». Каждая повесть представляет...смотреть целиком
  7. Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Первая повесть «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открывается поэтическим описанием Койшаурской долины, по которой едет рассказчик: перед читателем проплывают «горы неприступные» в «золотой бахроме снегов», «серебряная нить» Арагвы,...смотреть целиком