Печально я гляжу на наше поколенье...

М.Ю. Лермонтов.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-
линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает
пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-
рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное
сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье
"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем
расстояние между Онегою и Печорою".
Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лер-
монтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства
автор передал своему герою. Но специально в предисловии к ро-
ману поэт писал, что Печорин- обобщенный, типичный образ,
"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего
молодого поколения".
Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принад-
лежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за
удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,
как и Онегин ( может быть, даже в большой степени), богат, со-
вершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По-ви-
димому ( как и Евгений), он менял много занятий. "Труд упор-
ный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятель-
ности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит
Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие
поступки могут навсегда лишить его возможности служить.
У Григория Александровича много привлекательного. Он че-
ловек начитанный, развитой, интересный и остроумный собесед-
ник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писа-
тель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии,
имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окру-
жающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастли-
вым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое де-
ло ( и любовь тоже ) скоро утомляет и становится скучным.
То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается
полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему
неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато
он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Тать-
яны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих
людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает рев-
ность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В
гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его лю-
дям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и
сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.
Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.
Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные яв-
ления, связанные с безвременьем, наступившим после декабрист-
ского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни
высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в
"Думе":

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не
могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные усло-
вия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и де-
лает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела
"охота к перемене мест". Мы не знаем, какова дальнейшая судьба
Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжима-
ется сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. "...
Авось умру где-нибудь по дороге...",- говорит Печорин на про-
щанье. Предчувствия не обманули его.
То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь
уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В
этом смысле он не только "младший брат" Онегина, но и "брат",
в более совершенной степени отразивший родовые черты.
Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над
окружающими, но все-таки остается "умной ненужностью", так как
живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина "лишним че-
ловеком". Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным,
Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями
19 века.
Возможно, как и Пушкина, Лермонтова тоже "года клонили к
суровой прозе". Не случайно же он обращается к жанру романа в
конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил
Юрьевич продолжал описывать "гордого человека".
Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный
дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах
Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и
манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому по-
рядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные
порывы.
Несомненно, что-то от этих романтических героев осталось
и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжело-
весной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по
стечению жизненных обстоятельств Печорина.
Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невоз-
можно равнодушно читать о том, как погибает гордая челове-
ческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек
превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не
осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать
его с ней.
Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тя-
гость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.