Действие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», публиковавшегося в течение 1839–1840 годов в журнале «Отечественные записки» и описывавшего события, происходившие в эпоху реакции, наступившей после восстания декабристов, происходит на Кавказе. «Водяное общество», то есть людей, приехавших на минеральные воды, мы видим в самой большой части романа, которая называется «Княжна Мери». Она написана от имени главного героя Григория Александровича Печорина и составляет часть его дневника, так называемого «Журнала Печорина». Светское «водяное общество» Пятигорска и Кисловодска состоит из получивших отпуск и не поехавших домой или долечивающихся после ранения офицеров русской армии. Кроме того, оно представлено выходцами из светского общества двух российских столиц, которых московские и петербургские доктора отправили для лечения на только что открытые минеральные воды, а также «степных помещиков», их жен и дочерей.
А что же собою представляет главный герой романа Григорий Александрович Печорин? Читатели все ждали появления обещанного в названии героя, то есть личности, которая действительно совершит нечто героическое. Но М. Ю. Лермонтов в предисловии объяснил своим читателям, что слово «герой» он использовал в этом произведении в значении: человек, наиболее полно отражающий современные нравственные принципы. «Герой нашего времени», милостивые государи, точно портрет, но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», – так пишет автор о главной фигуре своего романа.
Об особенностях изображения действительности автор в предисловии высказывается также весьма недвусмысленно: «История души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Следовательно, М. Ю. Лермонтов подчиняет все художественные особенности своего произведения задаче наиболее полного раскрытия «истории души» Григория Александровича Печорина. В том числе и систему образов романа. Каждый второстепенный персонаж романа обрисован так, чтобы оттенить по сходству или контрасту какие то грани характера главного героя. Так написан и собирательный образ «водяного общества», который мы видим глазами Печорина: «Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество». Характеризуя основные черты этих людей, Печорин записывает в дневнике: «Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты… принимают академические позы… Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают». Какая ирония звучит в этих словах Печорина, посвященных съехавшимся на воды людям!
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова совершенно очевидно противопоставлен «водяному обществу» и относится к нему весьма скептически и отрицательно, так как состоит оно в основном из людей, подобных Грушницкому: не очень умных, занятых своей карьерой, своим положением в обществе, в общем, всем тем, «чем так счастлива самолюбивая посредственность». Ум Печорина подвергает осмеянию правила жизни и хорошего тона, принятые в «водяном обществе» Пятигорска.
Для того чтобы сделать характер героя еще ближе и понятнее читателю, а также проиллюстрировать мысль, что Печорин – недюжинный человек, который действительно страдает в атмосфере светских сплетен, интриг, клеветы и который не может найти своей жизни достойного применения, Лермонтов показывает нам, как значительно отличаются друг от друга главный герой и типичный представитель «водяного общества» Грушницкий.
Печорин красив и аристократичен: «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение… белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб… усы его и брови были черные – признак породы в человеке… немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза». Грушницкий же просто «хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».

Печорин – дворянин по происхождению – занимал довольно высокое положение в светском обществе. Княгиня Лиговская, например, после знакомства с ним выяснила, что она дружна с «полудюжиной его тетушек». За какую то «историю» он был выслан на Кавказ, но, вспоминая свою молодость, пишет, что она протекла «в бесплодной борьбе со светом». Общественное положение Грушницкого совсем не такое блестящее: «Грушницкий – юнкер. Он только год в службе. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма».
Печорин обладает «сатанинской гордостью» и хотел бы, чтобы не скучать, облагодетельствовать целое человечество, ему скучно даже под чеченскими пулями, «бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду», но, к сожалению, не находя применения своим «силам необъятным» и отчаянно скучая. Грушницкий же только принимает вид отверженного, непонятого и скучающего человека, потому что нынче модно казаться таким: «Он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы… и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».
Печорин пользуется успехом у женщин, история пребывания его на Кавказе включает целый список имен женщин, павших жертвой его чар: Бэла, Мери, Вера. Грушницкий хоть и способен нравиться «романтическим провинциалкам до безумия», соревнование за сердце Мери проигрывает Печорину. Заинтересовавшаяся поначалу им девушка позднее обращает свой взгляд на главного героя, после чего Грушницкий вместе с остальными сплотившимися вокруг него членами «водяного общества» Пятигорска объявляет Печорину настоящую войну и предлагает ему совершенно бесчестные условия дуэли, по которым герой должен встать под пулю с незаряженным пистолетом.
Печорин довольно циничный молодой человек. Ему доставляет удовольствие манипулировать другими людьми: подчинить своей воле и влюбить в себя княжну Мери, довести до бешенства Грушницкого, по своей прихоти почти разрушить судьбу Веры. Он довольно равнодушен к страданиям своих жертв, хотя его и посещает минутное раскаяние, когда он понимает, что он причина несчастья окружающих. В минуту объяснения с Мери он уже был готов броситься к ее ногам и просить руки этой девушки, он рыдает, когда его конь пал и ему не удалось догнать уезжающую к мужу Веру. Но все это, с его точки зрения, минутные слабости, так как основной жизненный принцип его таков: «Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».
Грушницкий же не способен прогнозировать события, которые должны произойти, самонадеян и глуп, цель его жизни, как выясняется, «путеводительные звездочки» офицерских эполет, женитьба на Мери и карьера. Именно поэтому он так взбешен, когда Печорин расстраивает все его планы. У него не хватает мужества даже во время дуэли, когда Григорий Александрович предоставляет ему последнюю возможность извиниться или выстрелить в воздух.
Именно через сравнение образов Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы понимаем разницу в масштабе личности этих двух персонажей. Понимаем, что «водяное общество» в романе стало для его создателя воплощением светского общества, которое не хочет принимать тех, кто хоть чуть чуть умнее, образованнее и порядочнее его представителей и кого сам поэт от души ненавидел.