Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для
них непривычен.

В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого
ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?" Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический
подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как
общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что
герой прав.

Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна
бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в
хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны
показать разные черты печоринского характера. В "Беле"...

В повести "Тамань" Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют
с обыденностью положения проезжего офицеpa. "Максим Максимыч" - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной
точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы
его действии наиболее ярко раскрываются в "Княжне Мери".

У этих повестей" есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в
разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой
бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он
не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни
ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон
действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится
разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его
стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", который он ищет, не
лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Пе!
чорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то
есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и
незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между
желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его
характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется
не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности
Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих
проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и
горцев помогает нам понять некоторые черты его хара!
ктера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он
раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы". В повести
"Фаталист" также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в
нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель
критического мышления Запада.

Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос "Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?"
Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и
европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть "странный
отпечаток неизбежной судьбы". Но "Фаталист" все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет
восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая
завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.

Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает
невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает
особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.

Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал
точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере
раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя:
проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего
времени" актуален и сейчас.

Похожие сочинения

  1. Портрет в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Портрет как одно из средств художественной выразительности всегда занимал достаточно важное место в литературном произведении, так как изображение героя является частью его образа. Однако портрет - это не только описание его внешности, но и знакомство...смотреть целиком
  2. Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»
    Если Печорин типичен для своего общества и времени лишь как «типичное исключение», то Максим Максимыч типичен как наиболее обобщенное выражение всего обыденного, массового (и в то же время лучшего), что было в его социальном кругу. Он — представитель...смотреть целиком
  3. Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Героя нашего времени» называют монороманом, и это произведение является фактически уникальным в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, испытавшая непосредственное...смотреть целиком
  4. Каково значение «судьбы» в художественной мысли романа «Герой нашего времени»
    По мысли Лермонтова, не одна причина, а по крайней мере несколько обусловили характер Печорина. Важно, однако, что поиски причин ведутся одновременно и за пределами мира Печорина, и в мире героя. Отход от романтизма намечается уже в том, что характер...смотреть целиком
  5. Существовал ли исторический прототип образа Печорина  Новое!
    В «Литературной России» была напечатана интересная статья В. Левина «Дуэль Лермонтова. Еще одна гипотеза», в которой автор высказал мнение, что «Лермонтов вложил в образ Печорина очень много своего, личного, такого, о чем, быть может, не подозревал в...смотреть целиком
  6. Что объединяет образы Онегина и Печорина
    Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя...смотреть целиком
  7. Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
    Время... Это оно встало непреодолимой стеной между двад-цатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбро-сило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридца-тым июля 1826 года — страшным...смотреть целиком