Сочинение изложение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Тридцатые года девятнадцатого столетия. Именно в эти годы, годы реакции, жил и создавал свои величайшие произведения Михаил Юрьевич Лермонтов. Ярким представителем поколения этого времени является Григорий Александрович Печорин, в образе которого Лермонтов показал весь трагизм жизни молодого поколения, окружающей его действительности и частичку своей собственной судьбы. В тридцатые годы девятнадцатого века все лучшее, что могло бы произойти в обществе, все лучшие помыслы молодых людей жестоко пресекались, потому как были неугодны царскому режиму. Восстание декабристов было подавлено, многие передовые люди сосланы в Сибирь, а часть людей просто напугана возможными последствиями инакомыслия. Сам Лермонтов говорил, что его произведение «Герой нашего времени» вобрало в себя все пороки, которые были присущи целому поколению того времени.

Лермонтов, очень емко выразил свои мысли в предисловии, написанном к «Журналу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». И это аксиома, так как большинство людей рассуждают о других людях, рассматривая их конкретные поступки, обсуждая их. Но, это же самое большинство практически никогда не пытается рассмотреть поступки других людей с их точки зрения, то есть поставить себя на место того, кто эти поступки совершает. Лермонтов в своем произведении умышленно написал выше обозначенные слова после повестей «Была» и «Максим Максимыч». Получается, что мы, читатели, судим о Печорине, не понимая его поступков. Печорин - гвардейский офицер, который был вынужден уехать из Петербурга на Кавказ. Печорин теряет свой чин, пребывает на Кавказке, путешествует в Персию и в итоге умирает. В процессе своей жизни, Печорин встречает множество людей и при этом разрушает их судьбы. Например, княжна Мэри, которая влюбилась в Печорина. И когда это произошло, Печорин просто, даже не задумываясь о томи, что причиняет этой женщине невыносимую боль, говорит о том. что никогда ее не любил. Еще одним примером «любви» является чувство Бэлы, которое Печорин в итоге отвергает, а Бэла гибнет. Вмешательство Печорина в дела «честных контрабандистов», в результате которого полностью разрушается их жизнь. Также жертвами Печорина являются Максим Максимыч, Грушницкий, Вера и многие другие люди. Страшно то, что Печорин, обладая умом, разбираясь в людях, в их психологии, очень легко привлекает к себе людей, завоевывает их доверие, влюбляет в себя женщин. Но, все эти люди Печорину безразличны, поскольку его собственная жизнь пуста. Для Печорина другие люди являются развлечением, игрой. Получается так, что Печорин ставит перед собой какую-либо цель, добивается ее и сразу же эта цель, становится ему просто неинтересна. Погубив судьбы множества людей, что можно назвать преступлением, Печорин и сам страдает. Ведь ему чужды и непонятны такие чувства, как любовь, сострадание, понимание. Он не умеет понимать и уважать чувства других людей. В этом проявляется острейший эгоизм Печорина. Но, принося боль другим людям, Печорин говорит: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..». И он сам дает ответ на этот вопрос: «…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души… Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Получается, что Печорину чужды такие высокие идеалы, как нравственность, мораль. Он просто не знает что это такое: «Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха.,.». Такова жизненная позиция Печорина. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…». Эти слова, наверное, и являются главной трагедией жизни Печорина. Поэтому, Печорин одинок.

Он сам не понимает людей, а люди не понимают его. Перед дуэлью, возле Печорина нет ни одного человека, который бы поддержал его: «После этого стоит ли труда жить? - а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!». Единственный человек, который заставил Печорина хоть немного изменить свои взгляды на жизнь - это Вера. Получив письмо, Печорин «как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух». Но, он не смог догнать Веру. Быть может слова Веры о том, что Печорин не принес ей ничего, кроме страданий, и она должна его только ненавидеть, что-то перевернули в его душе? А может быть и нет. Скорее всего, люди так и остались для Печорина игрушками, вещами, которые подчинены лишь его капризам. Виноват ли в этом только Печорин? Наверное, нет. Ведь на его характер, поведение, поступки повлияло общество. И это влияние отразилось на тысячах таких Печориных.

Похожие сочинения

  1. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  2. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  3. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  4. Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  5. Мое отношение к образу Печорина
    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...смотреть целиком
  6. ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
    ... Зачем я жил? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... М.Ю.Лермонтов. Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда...смотреть целиком
  7. СВЯЗЬ ИДЕЙНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА И ЕГО РОМАНА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.
    По мнению Бердяева, философия - это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели - в романах...смотреть целиком