Роман “Герой нашего времени” — самое зрелое и серьезное произведение М. Ю. Лермонтова, ставшее значительной вехой в развитии русского реализма. Роман представляет собой несколько различных по жанру частей, связанных образом главного героя — своеобразным сюжетообразующим стержнем, на котором строится все произведение, — а также глобальной идеей автора наиболее полно раскрыть этот образ. Для этой цели М. Ю. Лермонтов использовал великое множество художественных средств и приемов, как-то: оригинальную композицию, построение системы персонажей, различные способы повествования, приемы тайного и прямого психологизма. Одним из способов раскрытия образов в реалистическом произведении становится и пейзаж, не теряющий, однако, и романтических черт.
События романа разворачиваются на фоне кавказской природы — типичное место действия романтических произведений русской литературы (“Мцыри” Лермонтова, “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан” Пушкина). С самого начала автор создает необычную, экзотическую, таинственную атмосферу; в первой по хронологическому порядку главе “Тамань” возникает романтический образ моря: оно выступает как фон (постоянно слышен звук бьющихся о берег волн, герой любуется прекрасными видами из окна). Романтической традицией является и изображение морской стихии, бури, шторма (в конце главы); на какое-то время судьба самого главного героя оказывается во власти водной бездны. Также немаловажную роль играет образ луны: почти все пейзажи в главе — ночные, и даже образ девушки-контрабандистки, ундины, дан почти полностью в лунном свете. Великолепными романтическими пейзажными зарисовками изобилует и глава “Бэла”, первая по сюжетному порядку. Здесь Лермонтов проявляет себя как истинный художник и мастер слова: картины природы поражают своей живостью и яркостью. Собственно, роман начинается с описания Койшаурской долины: “Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов...”
Суровая и прекрасная природа Кавказа создает романтическое настроение еще и благодаря скрывающимся в ней опасностям: так, переезд через Крестовый перевал в непогоду автор описывает во всех леденящих душу подробностях; живо представляется “пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки”.
Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев: например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”. Именно во время бури Максим Максимыч рассказывает до конца странствующему офицеру историю про Бэлу; непогода здесь является предпосылкой к появлению целой повести, а значит, имеет сюжетное значение.
Чем глубже и сложнее произведение, тем большее значение в нем имеют детали, зарисовки, фон: в романе “Герой нашего времени” пейзаж обладает несколькими функциями: он не только создает романтическую атмосферу, но и характеризует героев, их внутренний мир, прежде всего — через отношение этого героя к природе. Сильные, самобытные личности чувствуют с ней внутреннюю связь, находят в природе отдых, восстанавливают душевные силы. Печорин в своем дневнике красочно описывает все прелести вечерней степи, по которой он любит “скакать на горячей л

Похожие сочинения

  1. Печорин
    Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих...смотреть целиком
  2. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  3. Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в изображении современника - «героя своего времени», который, по замыслу автора, является...смотреть целиком
  4. Повесть «Фаталист» и духовные искания Печорина  Новое!
    Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления над личной волей и над значением объективных, независимых от человека обстоятельств. Поэтика «Фаталиста» построена на предсказаниях и испытании судьбы. Печорин...смотреть целиком
  5. Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Появление романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета СП. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Вера
    Вера — персонаж повести «Княжна Мери», светская дама, любовница Печорина. Вера играет заметную роль в сюжете повести, участвуя в двух «любовных треугольниках» (Грушниц-кий — Мери — Печорин; В. — Печорин — Мери). С одной стороны, благодаря отношениям...смотреть целиком
  7. Сочинение с элементами изложения «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» (1838—1839). Проблематика романа — итог многолетних исканий Лермонтова, новый этап в его творческом пути, предвещавший многое и многое… В романе Лермонтов вновь обращается к проблеме, имевшей очень большое значение в общественно-политическом,...смотреть целиком