Многоликий Печорин. Роман "Герой нашего времени" создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические тридцатые годы 19 века явились результатом подавления реакции. Судьбу поколения 30х годов ярко отразил Лермонтов в своём романе. Реалистически рисуя своего героя со всеми его противоречиями и "пороками", писатель в то же время показывает в нём и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времён его романтической юности до конца его жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил "теорию страстей" Фурье, по которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как "эгоист поневоле", "романтик поневоле". В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести "Бэла", "Максим Максимыч"). Но ни один, ни другой не в состоянии понять этого человека. Поэтому характер его помогает раскрыть такая форма психологического анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист"). Первой в "Журнале Печорина" является повесть "Тамань". Здесь уже намечены основные мотивы журнала: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. Лермон-товский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести "Княжна Мери" автор представляет почти ежедневную запись жизни главного героя. Интересно, что он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести он показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают у него насмешку, иронию, презрение. Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие "водяного общества" и высшего света, он видит, что жизнь здесь - это или пошлая комедия, или дешёвая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образован-ность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живёт в душе его, видимо, порождая в нём такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин - натура активная, и он не может остановиться на этом. В стремлении к "бурям и битвам" чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошен-ность, эгоизм, равнодушие к людям - все эти черты несомненны в Печорине. И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. *(Душа Печорина - "не_каменистая пустыня"). Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и "утратил навеки пыл благородных стремлений". "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге". Рассказывая "историю души человеческой", Лермонтов с исключи-тельной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.

Похожие сочинения

  1. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  2. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  3. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  4. Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  5. Образ и характер Печорина
    Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный материал поможет грамотно написать...смотреть целиком
  6. Печорин портрет своего поколения
    В романе Герой нашего времени Михаил Юрьевиҹ Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые ҹасто звуҹат в его лирике: поҹему умные и энергиҹные люди не могут найти себе место в жизни, поҹему...смотреть целиком
  7. Сходство и различие Онегина и Печорина
    Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие « лишний человек » (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в одном из своих черновых набросков к «Онегину»). Появляется целый ряд художественных...смотреть целиком