Спустя более полувека после смерти М. Ю. Лермонтова другой великий поэт России, А. А. Блок, так опишет ощущения человека, живущего в эпоху реакции: «Рожденные в года глухие пути не помнят своего». Лермонтов относится как раз к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I. Тяжелая нравственная атмосфера того времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшая в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя». Лермонтов употребил это слово не в прямом, «героическом» значении, а в переносном, как изображение наиболее характерных для данного периода развития общества типа личности.
«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максим Максимыча и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает понять читателю, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.
Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его»).
В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки печоринского отношения к чужим переживаниям, объяснение того, что он оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы («Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих…»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие на окружающих и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас название одно…». Особенно хорошо это видно из рассуждения Печорина о счастье. Он пишет в своем дневнике: «Счастье – это насыщенная гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».

Так же эгоистичны его представления о дружбе: «Из двух друзей всегда один – раб другого. Быть рабом я не могу и не хочу, а повелевать – занятие утомительное, поэтому я не имею друзей». И действительно, в романе у Григория Александровича Печорина нет ни одного друга, доктор Вернер, скорее, может быть назван приятелем. Зато врагов у главного героя достаточно, что полностью совпадает с его нравственными представлениями об этом. «Люблю врагов, они волнуют мне кровь…» – говорит он.
Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он в соответствии с кодексом дворянской чести способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушает судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где нибудь на дороге, может, кто нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и говорит, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.
Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: «Если я причина несчастья других людей, то и сам не менее несчастлив». Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем всегда как бы находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.
Причиной эгоизма и таких своеобразных нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений и отсутствия выхода рождается разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти, которая вскоре оборвала жизнь героя.
Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким и увидел «героя» своего поколения М. Ю. Лермонтов.

Похожие сочинения

  1. Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры. Анализ эпизода (по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)
    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» — Печорина. В...смотреть целиком
  2. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  3. Мое отношение к образу Печорина
    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...смотреть целиком
  4. План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    План I история души человеческой. II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1…. Человек замечательный по многим причинам а) он скептик и материалист б) он плакал над умирающим солдатом в) у него был...смотреть целиком
  5. Печорин
    Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих...смотреть целиком
  6. Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
    В чем состоит трагедия Печорина? Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов.Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...смотреть целиком
  7. Григорий Печорин — герой произведения своего времени
    В своем литературное произведениее «Герой произведения нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все...смотреть целиком