Хронологические рамки, которыми определяется основная работа над романом,-— 1838—1839 гг. Последовательность создания отдельных его частей не документирована и устанавливается на основании косвенных свидетельств. Возможно, осенью 1837 г. были сделаны черновые наброски к «Тамани» и затем к «Фаталисту» — вероятно, еще безотносительно к общему замыслу романа, который сложился несколько позже. Вместе с тем не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» — после «Максима Максимыча».

«Бэла», «Фаталист» и «Тамань» стали известны читателю до выхода в свет отдельного издания романа — по журнальной публикации в «Отечественных записках» (1839, № 3, 11; 1840, № 2). «Фаталист» был напечатан со следующим редакционным примечанием: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей,— и напечатанных, и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Сообщение, сделанное редакцией «Отечественных записок», подтвердилось: через несколько меаяцеп, в апреле 18*10 г., было опубликовано «сочинение М. Лермонтова» (так стояло на обложке книги) «Герой нашего времени». Оно действительно состояло из ряда отдельных новелл, открывавшегося «Бэлой» и заключенного «Фаталистом». Однако это не было просто случайное «собрание повестей»; это было цельное произведение, роман, построенный на объединении (в соответствии с традицией, характерной для русской прозы 1830-х годов) малых жанровых форм. Каждая повесть, таким образом, оказывалась значимой не только сама по себе, но играла свою особую роль в системе всего произведения, задуманного как роман о современном герое. Это обстоятельство определило и порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий (на самом деле эти события развивались в такой последовательности: по дороге на Кавказ Печорин сначала останавливается в Тамани («Тамань»), затем оказывается в Пятигорске («Княжна Мери»), потом попадает в крепость, откуда отлучается в казачью станицу («Фаталист»), по возвращении его в крепость разыгрывается история с похищением Бэлы («Бэла») и т. д.).

Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи,— «Один из героев начала века»,— связано с появившимся в 1836 г. и сразу ставшим знаменитым романом А. Мюссе «La confession d'un enfant du siecle» («Исповедь сына века»; более точно — одного из детей века (эпохи)). Роман Лермонтова о «современном человеке», во внешних действиях и исповеди которого точно обозначились приметы исторического времени, сразу же по выходе в свет был восторженно встречен В. Г. Белинским, блестяще раскрывшим его социально-психологическое и философское содержание.

В начале 1841 г. «Герой нашего времени» вышел вторым изданием. В него было введено предисловие, написанное в ответ на враждебные критические статьи, появившиеся в связи с первой публикацией романа, например, С. А. Бурачка в журнале «Маяк» (1840, ч. IV, гл. IV), определившего Печорина как «эстетическую и психологическую нелепость», клевету «па целое поколение людей».

Похожие сочинения

  1. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  2. Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....смотреть целиком
  3. Сочинение-рассуждение по роману
    А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе....смотреть целиком
  4. История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”. Особенность...смотреть целиком
  5. ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)
    Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен...смотреть целиком
  6. Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
    В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены...смотреть целиком
  7. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.
    Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую...смотреть целиком