В «Литературной России» была напечатана интересная статья В. Левина «Дуэль Лермонтова. Еще одна гипотеза», в которой автор высказал мнение, что «Лермонтов вложил в образ Печорина очень много своего, личного, такого, о чем, быть может, не подозревал в себе ни он сам, ни его близкие». И далее, развивая свою мысль о психологии творчества, В. Левин делает предположение, что Лермонтов попал под влияние образа своего героя. Мартынов становится для него объектом психологического эксперимента, во время которого (на дуэли), не успев вовремя выстрелить в воздух, Лермонтов погиб. Не касаясь здесь причин и обстоятельств роковой дуэли, можно лишь отметить живучесть легенды о том, что автор «Героя нашего времени» и Печорин - одно и то же лицо и что Лермонтов предсказал в романе свой поединок с Мартыновым.

И, наконец, интересно привести еще два высказывания об образе Печорина. Известно, что после выхода из печати «Героя нашего времени» одновременно с Белинским, который посвятил ему большую статью в «Отечественных записках», своим мнением о романе поделился в частной переписке и Николай I. Но если Белинский при разборе этого произведения отмечал глубокое знание автором «человеческого сердца и современного общества», а в образе Печорина видел воплощение критического духа своего времени, то царь придерживался противоположного мнения. В письме к своей жене за границу он сообщал: «Я дочитал до конца Героя и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характеры…» И далее, указывая на извращенный, по его мнению, ум автора, с циничной жестокостью заявил вслед сосланному на Кавказ поэту:

* «Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он прочистит себе голову».

Для Николая I, напуганного декабристами, был неприемлем образ главного героя, мыслящего и одаренного Печорина, который, оставаясь внутренне свободным человеком, таил в себе опасную, взрывную силу. В этом образе и проявилась оппозиция Лермонтова самодержавному режиму. Диалог Лермонтова с царем, начатый стихотворением «Смерть поэта» и прерванный ссылкой, продолжался.

Когда читаешь последние строки «Княжны Мери», повествующие о судьбе Печорина, сосланного за дуэль в крепость, невольно вновь отождествляешь автора с героем. Здесь взгляды их совпадают полностью. Он, как и Печорин, не стремится к карьере, благополучию и тихой, спокойной жизни. Его удел - борьба и искания. Взволнованно и проникновенно звучат слова Печорина, которые можно отнести и к самому автору: «…я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: от чего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…»

Цельная, «львиная», как выразился Белинский, натура Лермонтова и его самобытная сила писателя оказали огромное влияние на современников.

«Герой нашего времени» - единственный роман, который успел написать Лермонтов. Но сохранились сведения о замыслах Лермонтова написать несколько романов из разных эпох русской жизни, имеющих между собой связь и некоторое единство. До нас дошли его слова в пересказе других лиц: «Я выработал план двух романов: одного - из смертельного боя двух великих наций, с завязкой в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене, и другого - из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, персидской войной и катастрофой, среди которой погиб Грибоедов в Тегеране». Но замыслам не суждено было свершиться. Через год после выхода романа «Герой нашего времени» Лермонтов погиб на дуэли.

Остается только сожалеть, что мы никогда не узнаем, чего достиг бы его гений в задуманной им эпопее. И здесь уместно привести высказывания Л. Н. Толстого, который в разговоре о Лермонтове с глубокой грустью воскликнул: «Вот кого жаль, что так рано умер… Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий». А другой русский писатель, А. Н. Толстой, так отозвался о таланте Лермонтова-прозаика и значении его романа «Герой нашего времени»: «Лермонтов-прозаик - это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы… Из этой прозы - и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».

Похожие сочинения

  1. Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
    Как хитро в деве простодушной Я грёзы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?... А.С.Пушкин В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой...смотреть целиком
  2. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...смотреть целиком
  3. Образ Печерина
    Роман \"Герой нашего времени\", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: \"Отчего же этот характер... не находит у вас...смотреть целиком
  4. Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  5. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»). Описания...смотреть целиком
  6. Что объединяет образы Онегина и Печорина
    Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя...смотреть целиком
  7. Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
    Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас...смотреть целиком