Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени» Первый в русской прозе роман о трагедии незаурядной личности. Автор: Лермонтов М.Ю. Дата написания: 1838—1840 Первая публикация: 1840 Другие сочинения по произведению Герой нашего времени Лермонтова
|
Cочинение «Тайна у Лермонтова, тайна Печорина»Критики писали: «Тайна у Лермонтова - антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни». Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет - все объяснимо, он способен «все знать, все чувствовать, все видеть». Но судьба играет с ним злые шутки: кто оказывается на его пути, становится жертвой его очередного эксперимента. В «Герое нашего времени» нет однозначных выводов. Мы не можем быть уверенными и твердо заявить, что Печорин плохой или хороший, добрый или злой. На протяжении всего романа мы замечаем, что «положительное» в Печорине оказывается одновременно «отрицательным». Ироничный и независимый ум, гордое нежелание слиться с толпой, жажда действия и свободы приводят к равнодушию к чужой боли. Но надо ли в этом винить одного Печорина? Получив возможность выговориться, открыть, что тяжелым камнем лежит у него на сердце, Печорин говорит: «…я был готов любить весь мир, - меня никто не понял! И я выучился ненавидеть». Печорин уподобляет жизнь дурному подражанию прочитанной в юности книги. Он видит жизнь, представляет ее как роман в лицах, как спектакль. «Завязка есть, - восклицает он, узнав от Вернера об интересе княжны Мери к Грушницко-му, - о развязке этой комедии мы похлопочем». И конечно же, Печорин непременно ощущает себя главным героем каждого спектакля. Конечно, Печорину свойственны поэтические порывы: его описания кавказской природы тому свидетельство. Однако ирония остается как главным средством восприятия мира, так и главной защитой от него, защищает его от страдания. Иронией и логикой Печорин желает оградить себя от боли. Но другим людям его ирония приносит несчастья, ибо он смотрит на страдания и радости других только как на «пищу, поддерживающую его душевные силы».
|