Тамань.— По свидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 г. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках о Кавказа 1830-х годов подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом, невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени»: «Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился по всей вероятности, мне суждено было жить в том же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татарин послужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратись, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь». Рисунок Лермонтова сохранился.

В тот день немые возопиют и слепые прозрят...—-Неточная цитата из Библии: «И в тот день глухие услышат слова Книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Книга пророка Исайи. 29, 18). ,

С. 504—505. ...бежит... моя ундина...— Ундина в германо-скандинавском фольклоре—то же, что русалка в народно-поэтическом творчестве славянских народов. Образ русалки-ундины не раз встречается в лермонтовской поэзии: «Русалка» (1836), «Мцыри» (1839), «Морская царевна» (1841). Лермонтов был знаком и с поэмой В. А. Жуковского «Ундина» (1837)—стихотворным переложением прозаической повести того же названия немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке (1777—1843).

...это открытие принадлежит юной Франции.— «Юная Франция» — группа молодых французских писателей-романтиков (А. де Виньи, Ш. Нодье и др.), объединившихся после революции 1830 г. вокруг Виктора Гюго.

...я вообразил, что нашел Гётеву Миньону...— Миньона — героиня романа И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793—1796)

Похожие сочинения

  1. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  2. Григорий Печорин — герой своего времени
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  3. Образ Максим Максимыча и его “двойники” в русской литературе
    Если Печорин вызвал к жизни близких ему героев в произведениях русских писателей середины прошлого века и второй его половины4, то и Максим Максимыч нашел свое продолжение в образах капитана Хлопова из рассказа Л. Н. Толстого «Набег» и капитанов Тушина...смотреть целиком
  4. Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  5. Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод «лишнего человека». Чувства М....смотреть целиком
  6. Характеристика образа Печорин Григорий Александрович
    Печорин Григорий Александрович — главный герой романа, по своему типу связанный с персонажами психологических романов Р. Шатобриана («Рене, или Следствия страстей»), Б. Кон-стана («Адольф»), Э. Сенанкура («Оберман»), А. де Мюссе («Исповедь сына века»),...смотреть целиком
  7. Многоцветный стиль «Героя нашего времени»
    Сплав романтизма и реализма в романе Лермонтова, обусловленный переходным характером эпохи и своеобразием творческой индивидуальности поэта, наблюдается не только в образе главного героя, но и в образах таких персонажей, как горцы, контрабандисты, Вулич,...смотреть целиком