Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» звучит на протяжении всех глав книги. В «Тамани» Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В «Княжне Мэре» он радовался, что судьба послала ему ради развлечения Грушницкого, а позднее Печорин писал в своем дневнике: «…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал роль палача или предателя. Какую цель имела судьба?» В последней повести романа тема судьбы становится главной и определяет ее название «Фаталист». Какая роль этой заключительной повести? Если Лермонтов, дорисовывая портрет главного героя, хотел прибавить последний штрих к характеру Печорина, изобразив его человеком, который верит в судьбу, то он не сказал бы ничего нового. Если бы Печорин не верил в судьбу, едва ли стал бы так часто на нее ссылаться в пояснениях многих событий своей жизни. На мой взгляд, повесть «Фаталист» в самом деле вносит еще один штрих к портрету Печорина. И дело не в том, был он фаталистом или нет, а в том, как он относится к судьбе, к ее неотвратимости.

В споре о судьбе, которая возникла между офицерами, возможны два варианта отношения к этому: «Своей судьбы не пройдешь!» и «Не подчинюсь!» Вулич своей судьбой подтвердил первое решение. Вера в неотвратимость руководила всеми его поступками. Ощущая благосклонность судьбы, он «до самого конца прехладнокровно перестреливался с чеченцами», а потом также хладнокровно приставил пистолет к своему виску, продолжая играть с судьбой. После пари с Вуличем Печорин продолжает раздумывать о судьбе, о предках, которые верили в то, что «целое небо смотрит на них с участием». Потом он переходит к раздумьям о своем поколении: «…мы неспособны более к большим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Это поколение не знает ни надежды, ни наслаждения, с которым сталкивается душа в любой борьбе с людьми или с судьбой.

Возможно, само осознание обреченности своего поколения подтолкнуло Печорина бросить вызов самой судьбе, когда ему выпала такая возможность. «Я вздумал испытать судьбу», - сознается Печорин, когда решил, рискуя жизнью, обезоружить казака, который разозлился. Но он, в отличие от Вулича, решает «перехитрить» судьбу, бросает ей вызов. Поступок Печорина - не нерассудительная храбрость, а хорошо продуманные действия. «Велев есаулу завести с ним разговор и поставил у двери трех казаков, …я обошел дом и приблизился к роковому окну». Расчет Печорина оказался правильным. «Народ разошелся, офицеры меня поздравили - и точно, было с чем!» На этот раз в поступке нашего героя был смысл: он предотвратил возможность невинных жертв пьяного казака. И, наверное, испытал наслаждение от того, что не ждал сюрпризов от судьбы, а стал с ней в бой, и оказался победителем. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь».

Без повести «Фаталист» портрет Печорина был бы неполным. Ведь он не только холодный эгоист, который заставляет многих страдать. Он сам старается восстать против собственной судьбы, против никчемной судьбы целого поколения. «Вы думаете, что я без спора подставлю свой лоб?» - записывает Печорин в дневнике накануне дуэли с Грушницким. «Без спора» у Печорина не обходится нигде. Сила воли, ум, решительность, отвага - все это черты, присущие и герою романа и всему поколению, которое он представляет. И от этого судьба Печорина выглядит еще трагичнее.

Похожие сочинения

  1. Проблематика романа «Герой нашего времени»
    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли — центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...смотреть целиком
  2. Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...смотреть целиком
  3. Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....смотреть целиком
  4. В чем проявляются парадоксы личности Печорина?
    Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого...смотреть целиком
  5. Мое отношение к образу Печорина
    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...смотреть целиком
  6. Образ Печорина (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
    Белинский видел в характере Печорина "переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем". Роман...смотреть целиком
  7. Образы горцев и дворянское общество в романе Герой нашего времени
    Типы горцев В повести «Бэла» даны зарисовки двух горцев — Азамата и Казбича. В них есть общие черты: непосредственность и цельность натуры, упорство в достижении поставленной цели, смелость и ловкость, любовь к жизни, полной риска и опасности, буйная...смотреть целиком