В обыденном сознании многих людей судьба всегда представлялась как непостижимая предопределенность событий и поступков.
В обыденной речи судьба часто означает: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. В завершении своего
произведения М.Ю Лермонтов не зря приходит к этой теме: она не разрешима и не имеет конкретных заключений, как, впрочем,
и сам роман: автор лишь подводит читателя к этим размышлениям.
Глава «Фаталист» довольно загадочна и тяжело поддается анализу, как и понятие судьбы вообще. Уже само название главы
несет в себе загадку. Несмотря на то, что сама она мала по объему, однако в ней присутствуют много лишних и непонятных
деталей, а с другой стороны, чем их больше, тем лучше, нам кажется, мы понимаем суть.
Действие происходит в казачьей станице. В доме у одного майора зашел разговор о том, что «будто судьба человека
написана на небесах…», что в свое время утверждало мусульманское поверье, однако христианство противопоставило идее
судьбы веру в божественное провидение. Многие рассказывали различные истории подтверждающие, либо опровергающие это,
однако никто не был в этом убежден. «Все это вздор!» - сказал кто-то. И был задан вполне разумный вопрос: «…зачем же
нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?».
В это время к столу подходит Вулич, известный своей храбростью и страстью к игре. «Он был храбр, говорил мало, но
резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн…», но «за зеленым столом он забывал все…». Его внешность,
особенно «черные проницательные глаза» и холодная улыбка, полностью соответствовала его характеру. Впервые столкнувшись
с ним мы понимаем, что это особенный человек, человек имеющий свои тайны и, по-видимому, убеждения.
Вулич предлагает доказательство того, что существует предопределение, и заключает с Печориным пари. Первый берет
пистолет, ставит дуло ко лбу и нажимает на курок, однако осечка, он взводит курок еще раз, стреляет в фуражку и
пробивает ее прямо по центру. И все считают этот эксперимент весьма весомым доказательством фатализма. Печорин говорит,
что теперь верит, но следующие его рассуждения убеждают нас совсем в другом: «…не понимаю теперь, отчего мне казалось,
будто вы непременно должны нынче умереть…». После этих слов Вулич вдруг вспыхнул и смутился. От чего он смутился? Этот
краткий обмен репликами сильно выделяется на фоне всего повествования, он не содержит ремарок. Печорин в замешательстве,
Вулич, который спокойно метил себе в лоб, боится слов Печорина. Кто же фаталист? Печорин ничему не верит слепо, но и
ничего решительно не отвергает. Вулич кажется нам фаталистом, однако мы просто сильно увлеклись событиями, а что если бы
Вулич застрелился - это тоже доказательство то!
го, что судьба человека предопределена, а его странная реакция на слова Печорина? Из этого всего мы можем лишь сказать,
что Вулич больше склонен к фатализму. Вулич испытает судьбу еще раз, когда будет возвращаться домой, но и последний. Он
встретит пьяного казака, который нанесет ему удар шашкой и разрубит его почти до сердца. Казак как бы берет реванш за
поражение Печорина. Он становится противником фатализма. Получается, что казак разрешил судьбу Вулича, однако это не
доказывает того, что судьба в руках человека, как и того, что не существует предопределений. Вулич и казак-это крайности
личности Печорина. Печорин всегда испытывал раздвоенность: «…я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы…
». Он ведет борьбу как против казака, так и против Вулича. «Я люблю сомневаться во всем»,-говорит Печорин. Да, он не
принимает ни фатализма, ни противоположного убеждения.
Мы знаем судьбу Печорина и она печальна, но, как он сам сказал,(косвеная речь) «смерти не минуешь!». Но мы
также знаем, что Печорин всегда боролся за истину, боролся сам с собой, сомневался во всем, однако был решительным.
Печорин всегда стремился к действию. Нужно больше рождать идей, больше действовать, больше совершать поступков, ведь
смерти не избежишь, а быть фаталистом - это, грубо говоря, значит прожить жизнь бесследно, «…не бросивши векам ни мысли
плодовитой, ни гением начатого труда», иметь единственное убеждение и спокойно доживать свою жизнь, как это и делает
Максим Максимыч. Максим Максимыч по-своему верит в предопределение. Это, по его словам, вроде как «на роду написано».
Многим событиям из нашей жизни, я полагаю, невозможно дать объяснений. Можно обманывать свой разум, но
объяснить все происходящее вокруг нас – значит понять суть жизни, значит стать «сверхчеловеком», что, конечно,
невозможно, но иметь такую великую цель, стремится к своей «звезде»-в этом счастье и величие разумного человека, для
этого он должен верить в предопределение своей судьбы и бороться со своей верой и с самим собой, так жизнь состоит из
одних противоречий. «Ведь хуже смерти ничего не случится».
«Только тот человек…может быть счастлив, который ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами».
(М.И. Калинин)

Похожие сочинения

  1. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  2. Григорий Печорин — герой своего времени
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  3. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  4. Герой нашего времени
    "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события,...смотреть целиком
  5. Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...смотреть целиком
  6. Друзья и враги Печорина
    Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века. Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Максимыч” и “Журнала Печорина”, включающего...смотреть целиком
  7. История изучения романа Лермонтова
    История изучения романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» …Идея « Героя нашего времени » для многих оставалась доныне тайною и останется для них тайною навсегда! … В.Г. Белинский Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени»...смотреть целиком