1. Общая обстановка России 30-х годов XIX века.
2. Красота природы и неприглядность человеческих взаимоотношений в романе.
3. Тесная связь романтических и реалистических моментов в романе.

В конце 30-х годов XIX века увидел свет роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором отобразилась жизнь русского общества того времени. Россия того периода — какая она? Общество в то время было в растерянности после восстания 1825 года, будущее казалось неопределенным так же, как и настоящее, когда в зародыше искоренялось любое свободомыслие и свобода слова.

В этот период в России появляется целое поколение людей, не нашедших себе достойного применения в жизни. Это поколение молодых людей, у которых исторические обстоятельства отняли веру, ценности, не дав ничего взамен. Такое положение вещей не могло не отразиться в русской литературе. М. Ю. Лермонтов одним из первых писателей ярко и достоверно отобразил в своем романе картину происходящего.

В романе «Герой нашего времени» он рассказал о пороках общества, о том, какие причины толкают на появление таких личностей, как Печорин. Повествование в романе ведется то от лица автора, то мы слышим голос самого Печорина, то Максима Максимыча. Первая глава романа «Бэла» повествует об истории любви и гибели горянки Бэлы. Образы горцев, изображаемые Лермонтов в этой главе, их нравы и обычаи выписаны с предельной достоверностью. Так, вполне реалистичен образ гордой горянки, долго не отвечающей на чувства Печорина из-за гордости, достоверен и образ ее брата Азамата, готового поменять сестру на понравившегося коня. Его поступок кажется достаточно жестоким, но это реалия жизни Кавказа. При этом автор смягчает факт предательства Азамата изображением глубины переживаний и юного горца, и его сестры. И картина эта не кажется грубой жизненной реалией, а приобретает романтические черты. Очень способствует такому восприятию и описание пышной природы Кавказа. Страницы романа передают восторг автора красотами природы. Вот, например, одна из таких картин: «Хороводы звезд чудными узорами считались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разли­вался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».

По ходу развития действия главы «Бэла» автор описывает природу, обычаи и приметы народов Кавказа. Например, при знакомстве читателя с Бэлой, Лермонтов рассказывает о заведенных у этого народа обычаях: «женщины, увидя нас, прятались»; «у азиатов, знаете, обычай всех встречных и поперечных приглашать на свадьбу. Нас приняли со всеми почестями и повели в кунацкую» и т. д. Захватывают описания Крестовой, Гуд-горы, Чертовой долины. То есть «грубая правда» жизни подана в обстановке романтической. Романтически выглядит и похищение Бэлы, но дальнейшая ее судьба совсем ничего общего не имеет с романтикой.


Вслед за «Бэлой» идет глава «Максим Максимыч», где автор рассказывает о чувствах человека, столкнувшегося с Печориным. В центре внимания автора оказываются чувства старика: радость от встречи с Печориным, беспокойство и в заключение — горькая обида Максима Максимыча. Печорин в этой ситуации выглядит как холодный и бесчувственный молодой человек. И автор вновь обращает читателя к описанию природы, которым словно «разбавляет» неприятное впечатление от встречи Печорина и Максима Максимыча: «Утро было свежее, но прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор».

Сознательно нарушая хронологический порядок, после «Бэлы» и «Максима Максимыча» Лермонтов помещает «Журнал Печорина», который отрывает глава «Тамань», повествующая о встрече Печорина с контрабандистами. Жизнь контрабандистов, описанная в этой главе, и есть реальность России — неприглядная, но реальность. И опять же столь неблагородное занятие людей Лермонтов изображает на фоне прекрасной и грозной стихии — моря: «Между тем, луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь, на корме ближнего корабля, у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

В этой главе присутствует и романтическая сцена соблазнения «ундиной» Печорина: «Лицо ее было покрыто тусклой бледностью, изобличавшей волнение душевное; рука ее без цели бродила по столу, и я заметил на ней легкий трепет; грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание. Эта комедия начинала меня надоедать, и я готов был прервать молчание самым прозаическим образом, то есть предложить ей стакан чая, как вдруг она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих». Поступок контрабандистки был продиктован не страстью и не романтической влюбленностью, а соображениями более прозаическими, и даже преступными: она заманивала Печорина ночью на берег моря, чтобы там расправиться с ним.

Особого внимания заслуживает глава «Княжна Мери», в которой романтическая влюбленность Мери сталкивается с холодной реалистической натурой Печорина, чуждого всяких возвышенных чувств. Мери да и читатель вслед за ней в конце главы понимает: нельзя без ущерба для себя любить «героя нашего времени». Однако обстановка, на фоне которой происходит действие, словно бы говорит о том, что история любви должна закончиться по законам романтического жанра — либо все счастливы, либо кто-то погибает. Действительно, гибель одного из персонажей здесь присутствует — Грушницкий гибнет на дуэли. И дуэль можно было бы считать романтической ситуацией, если бы она состоялась из-за любви к прекрасной даме, однако причина этой дуэли весьма прозаична — Печорин должен был рассчитаться за гнусную ложь и интриги.

Заключительная глава «Фаталист» посвящена вопросу существования предопределения, рока, судьбы — понятиям из метафизической области. Ситуация, описанная в этой главе, выводит героя на следующие размышления о собственной жизни: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге». То есть пари, разговоры о предопределении с Вуличем и нечто сверхъестественное, непонятное, происходящее в этот вечер, способствовало тому, чтобы главный герой занялся психоанализом собственной личности.

Таким образом, мы видим, что в романе «Герой нашего времени» романтизм и реальность, достоверно изображенная автором, настолько тесно переплетены, что одно проистекает из другого.

Похожие сочинения

  1. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  2. Что я думаю о Печорине (размышления о романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....смотреть целиком
  3. Мое отношение к образу Печорина
    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...смотреть целиком
  4. Герой нашего времени
    "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события,...смотреть целиком
  5. План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    План I история души человеческой. II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1…. Человек замечательный по многим причинам а) он скептик и материалист б) он плакал над умирающим солдатом в) у него был...смотреть целиком
  6. Повести «Бэла» и «Тамань» в раскрытии образа Печорина  Новое!
    Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после провала выступления декабристов. Лермонтов — это представитель светской молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись с действительностью,...смотреть целиком
  7. Может ли Максим Максимыч воскресить доброе начало в душе Печорина  Новое!
    Простой кавказский офицер Максим Максимыч оказывается ближе к естественному миру, но дальше от цивилизованной жизни; он привык к природе, обычаям, правам горцев, знает их хитрости и повадки, но ему крайне неуютно в непонятном печоринском окружении. Он...смотреть целиком