В борьбе с самим собой. Образ Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени)
1.Потерянное поколение 30-х годов. 2.Натура Печорина с его талантами и недостатками. 3.Тонкий психолог и жестокий циник. Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце ищет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли. В. Г. Белинский

Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в 30-х годах XIX столетия, в годы реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания. В это время даже передовой неглупый молодой человек не мог найти применения своим силам. Молодежь чувствовала, что любые их начинания будут пресечены, безнадежность попыток чего-либо добиться приводила к апатии. Для нового поколения погасла «звезда свободы», исчезла мечта, которая вела за собой их отцов. Лермонтов сказал о своем поколении, к которому принадлежал и Печорин, так:

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно...

С горечью поэт замечал:

...Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Печорин — аристократ, выходец из богатой семьи. Он с детства имел все, что хотел. Но, как часто бывает, когда есть все, то жизнь теряет смысл. Человек не знает, куда себя деть, чем заняться. То же самое случилось и с лермонтовским героем. Он сам рассказывал о своей юности Максиму Максимовичу: «...с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели...»

Большой свет с его праздными разговорами и развлечениями быстро надоел Печорину. Рассуждения героя о любви тоже полны равнодушия и разочарования: «Влюблялся в светских красавиц и был любим, но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто». Бэла, столь не похожая на светских красавиц, с ее чистой естественной любовью не смогла разбудить ответного чувства в сердце Печорина: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Сначала наш герой пытался учиться, стал читать, но и науки ему опротивели. Еще в юности Печорин понял для себя одну истину: «...я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Отправляясь на Кавказ, Печорин не думает о славе, а надеется лишь, что «скука не живет под чеченскими пулями».

Это потрясающе умный, смелый, находчивый, образованный человек не видит, «куда ему преткнуться», чему посвятить свои таланты. Конечно, родись он в семье простого труженика, в заботах о хлебе насущном ему было бы некогда предаваться хандре и самокопанию. Но тогда мы бы не увидели столь интересной и по-своему привлекательной натуры, какой стал Печорин. Он и скептик, и циник, и тонкий психолог, и жестокий человек не только по отношению к себе, но и к окружающим (вспомним Грушницкого, Максима Максимыча, Бэлу, Мери). Но тем не менее Печорин крайне откровенен, что особенно важно, сам с собой: «Я давно уж Живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия». Белинский так описывал этого героя: «Его страсти — бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения — острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»

Непостоянный и противоречивый характер молодого человека сказывается в его отношении к женщинам. Свое стремление добиться их любви он объясняет потребностью своего честолюбия, которое «есть не что иное, как жажда власти, а первое... удовольствие — подчинять... воле все, что... окружает, возбуждает к себе чувство любви...». Психологические эксперименты с Бэлой и Мери характеризуют Печорина как тонкого знатока человеческих душ и жестокого циника. Ему доставляет удовольствие подчинить себе другого человека и бросить его, добившись желаемого. Жажда острых ощущений толкает героя на подобные эксперименты, его душа мертва, а ему так хочется ее оживить. Печорина можно назвать эгоистом, но Белинский считал иначе: «Нет, это не эгоизм! Эгоизм не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе».

Печорин все-таки способен на любовь. Он любит Веру, скачет за ней, пытается ее догнать. Когда это ему не удается, Печорин бросается на землю и плачет. Наконец-то, он проявляет человеческие чувства, но тут же скептик в его душе поднимает голову: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок».

Проверка собственных сил и желание одержать ненужную победу заставляют Печорина в разгар своего романа с Верой добиваться любви Мери. Он сам объясняет свой поступок: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет!»

Всю свою жизнь герой провел в борьбе с самим собой. В нем сосуществовали два противоположных человека. Как сказал Белинский, один из них действует, а второй осуждает эти действия. Печорин не отрицательный герой, он способен любить и страдать, но его склонность к самоанализу и скепсис не дают ему проявить себя. Мне кажется, Печорин — хороший человек, который об этом не знает. Так много талантов отпущено этому герою, а он лишь разрушает чужие надежды: «Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя».