Страница: [ 1 ]  2  

В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя главного героя, изображает современную эпоху, её содержание, её нравы и ценности. Идея романа в том, что Печорин со всеми своими талантами (знанием жизни, энергией, волей, умом, наблюдательностью и т.д.) остаётся «лишним человеком», так как не разделяет «ни общих мнений, ни страстей» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», 8, ХI) своего времени. Обычный жизненный успех (только карьера, деньги) его не интересуют, а других (высоких и достойных) жизненных целей он вокруг себя не видит.

Печорин в романе характеризуется самыми различными способами: через внешний вид, поступки, размышления, картины природы, через сравнение с второстепенными героями. Иными словами, главный герой становится центром романа, все остальные персонажи играют служебную по отношению к нему роль, составляя для него как бы общественный фон, с одной стороны, и подчёркивая его личные качества, с другой стороны.

Образ Грушницкого не является в этом смысле исключением, хотя по значимости в романе он сравним только с образом Максима Максимовича. Итак, Грушницкий принадлежит к «водяному обществу» и, следовательно, несёт на себе общую печать заурядности и пошлости. Печорин познакомился с ним в действующей армии, а потом случайно встретил на водах, где Грушницкий долечивал свою раненую ногу. Грушницкий только на пять лет моложе главного героя, и ему свойственны все качества молодого дворянина того времени. Он успешно волочится за женщинами и, благодаря своей приятной внешности, а также таинственной манере поведения, имеет успех. Он старательно прожигает жизнь, веселясь на офицерских пирушках, играя в карты, участвуя в дуэлях. Следуя всеобщему увлечению, он даже сочиняет «забавные эпиграммы». Именно стремление к романтическим впечатлениям, как утверждает Печорин, толкнуло Грушницкого поступить юнкером в действующую армию, где он «слывёт отличным храбрецом». Иными словами, Грушницкий начинает жизнь примерно так же, как многие молодые дворяне его времени. Можно предположить, что и Печорин пять-шесть лет назад был таким же молодцом-юнкером. Но на этом сходство главного героя и «романтического юнкера» заканчивается.



Уже на первых страницах «Княжны Мери» Печорин даёт характеристику Грушницкому, в которой видны принципиальные различия между двумя героями. Юнкер — крайне самолюбивый человек, он не интересуется ничем, кроме собственной персоны и собственных чувств. «Спорить с ним я никогда не мог, — замечает Печорин. — Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает». Григорий Александрович, конечно, тоже не лишён самолюбия, в чём он честно признаётся самому себе в дневнике, но это чувство не мешает ему внимательно и успешно изучать окружающих людей. Его приключения, описанные в романе, доказывают это: он легко влюбляет в себя самых разных девиц (горянку Бэлу, светскую барышню Мери), ловко играет на заветных желаниях Азамата и за чудесную лошадь заставляет мальчишку похитить Бэлу.

Грушницкий не слишком умён. «Его эпиграммы... никогда не бывают метки и злы», — замечает Печорин. Главный герой, напротив, человек замечательного ума, это видно из его глубоких суждений об окружающих (меткие характеристики Вернера, Грушницкого, Мери, Веры), из оригинальных мыслей о дружбе, любви, природе людей. Можно уверенно сказать, что он образованный человек, о чём свидетельствуют его цитирование А.С.Грибоедова и А.С. Пушкина, знание философии (споры с Вернером), истории (перед дуэлью вспоминает анекдот о Юлии Цезаре), литературы (ночью перед дуэлью читает роман В. Скотта «Шотландские пуритане»),

Грушницкий довольно трусливый человек, который «в деле машет шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза». Печорин — человек по-умному храбрый. Когда он решил обезоружить убийцу Вулича, он хорошо приготовился и обдумал свои действия: в щель ставня внимательно рассмотрел пьяного казака и его оружие, велел есаулу разговором отвлекать внимание пьяного. Только после этого Печорин выбрал удобный момент и, оторвав ставень, прыгнул в хату. Тщательные приготовления не умаляют мужества и храбрости Печорина, проявленные в этом эпизоде.

В душе Грушницкого, по замечанию главного героя, «много добрых свойств». Сами по себе самолюбие, ограниченный ум и трусоватость не являются страшными пороками, ибо эти качества присущи очень многим обычным людям. Но, соединённые вместе в одном характере, они делают юнкера весьма неприятным и даже опасным в критических ситуациях. Оскорблённое самолюбие (Мери предпочла ему Печорина) толкает Грушницкого на подлость: он распространяет сплетню о княжне, совсем не заботясь о её добром имени. Перед дуэлью он соглашается на другую подлость: драгунский капитан, с ведома Грушницкого, заряжает только его пистолет, и Грушницкий, получив право первого выстрела, стреляет в безоружного человека.

В характере Печорина, при сравнении с Грушницким, обнаруживаются: ум, мужество, жизненный опыт, воля, благородство. Главный герой не только защищает честь княжны Мери на дуэли, но и достойно прерывает любовную интригу, которую, правда, сам и начал от скуки. Он не захотел дальше обманывать влюблённую девушку, а тем более как-то воспользоваться её искренним чувством. По выражению Белинского, как Печорин — портрет своего поколения, так и Грушницкий — «представитель целого разряда людей, имя нарицательное». Это человек мелкий, ничем не замечательный, кроме своих необоснованных претензий на исключительность. Рядом с ним ярче вырисовывается превосходство личности Печорина. Однако Лермонтов не ограничивается изображением личного противостояния двух героев, принципиально важно, что в повести дано социальное противопоставление Грушницкого и Печорина.

Во-первых, главный герой презирает светское общество с его мелочными интересами, эгоизмом, грязными интригами. (Все эти негативные черты демонстрируют представители «водяного общества». Драгунский капитан, например, невзлюбил Печорина из-за пустяка. Главный герой помешал интрижке, которую «доблестный кавалерист» задумал против Мери: она на балу неосторожно толкнула толстую барыню, даму капитана.) Грушницкий, в отличие от главного героя, мечтает проникнуть в светское общество, старается знакомиться с аристократами, усваивает внешние светские манеры.

Во-вторых, Печорин искренне переживает своё разочарование в жизни, отсутствие достойных целей, одиночество и бесполезность, о чём свидетельствуют его дневниковые записи (заключение к «Тамани», философские рассуждения в «Фаталисте»), Особого внимания заслуживают его раздумья накануне дуэли. Перед читателями возникает образ глубоко несчастливого человека: бесцельная жизнь уже утомила его и он живёт по инерции, без интереса, без надежды. Его любовь никому не принесла счастья; он умрёт, и никто не пожалеет о нём; на земле нет ни одного человека, который бы понял Печорина совершенно: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то, и другое будет ложно». Грушницкий же играет роль непризнанного и разочарованного героя. Для него разочарование — мода и возможность «поинтересничать». Поза, рисовка, фальшивый пафос в юнкере доведены до смешного: по словам Печорина, он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

В заключение следует сказать, что Лермонтов, изображая героя своего времени, мастерски использует приём противопоставления. В «Бэле» и «Максиме Максимовиче» Печорин изображён в сравнении с «добрым штабс-капитаном», в «Фаталисте» — с Вуличем, в «Княжне Мери» — с Грушницким.

Между главным героем и юнкером обнаруживается психологическая, интеллектуальная, социальная пропасть, делающая их непримиримыми врагами. Этот конфликт может разрешить только дуэль на шести шагах. Недаром последними словами Грушницкого, которые он бросает в лицо Печорину, становятся: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу. (...) Нам на земле вдвоём места нет.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...смотреть целиком
  2. История создания и анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение — неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) — относится к 1833-1834 гг. Главный герой...смотреть целиком
  3. Нравственные проблемы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Роман “Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман — это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего...смотреть целиком
  4. ВАМ ЖАЛКО ПЕЧОРИНА?
    ... Зачем я жил? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... М.Ю.Лермонтов. Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда...смотреть целиком
  5. «Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени»
    «Герой нашего времени» – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую». Лермонтов — романтик, поэтому проблема личности — центральная проблема романтизма и, естественно,...смотреть целиком
  6. Образ и характер Грушницкого
    Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной...смотреть целиком
  7. Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой на-шего времени".)
    Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегин" запечатлел мо-лодого человека...смотреть целиком