Выяснение первоначальных впечатлений может происходить и в устной беседе (но тогда нельзя охватить всех учащихся) и письменно. В любом случае полезно сосредоточить внимание на нескольких, главных вопросах, например: Какая повесть произвела на вас наибольшее впечатление? Чем вы это объясняете? Каково ваше отношение к Печорину? Одинаково ли это отношение на протяжении всего романа или меняется? (Покажите, как меняется.) Кто из действующих лиц

О первоначальных впечатлениях учащихся-читателей «Героя нашего времени» романа, исключая Печорина, кажется вам наиболее интересиым и значительным? Вопросы, конечно, могут быть и другие. Анализ полученных ответов даст учителю возможность в процессе дальнейшей работы опереться на верные суждения, вступить в полемику с ошибающимися девятиклассниками, сосредоточиться на спорных вопросах. Только зная, как понимает роман данный состав класса, можно по-настоящему эффективно построить всю систему уроков. Поэтому предлагаемые далее рекомендации к изучению романа лишь приблизительно ориентируют учителя и рассчитаны на творческое их использование.

Одним из первых уроков после выяснения читательских впечатлений учащихся может быть урок о теме романа и его композиции. Вначале нужно вспомнить о тех характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы, которые явились результатом подавления Восстания декабристов и наступления реакции. В дополнение к уже известному школьникам интересно прочитать высказывание Герцена в «Былом и думах» о судьбе молодого поколения дворян той эпохи: «им (представителям молодого поколения 30-х годов) раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая; они были слишком молоды, чтоб участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него, Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным. И это были десять первых лет юности! Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин Лермонтова или броситься в отчаянное православие, в неистовый славянизм, если нет желания пить запоем, сечь мужиков или играть в карты».

Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838—1840 гг. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В марте 1839 г.. в «Отечественных записках», была опубликована «Бэла», а затем там лее появились «Фаталист» (ноябрь 1839 г.) и «Тамань» (начало 1840 г.)., В 1840 году выходит отдельное издание романа, в нем впервые публикуются повесть «Княжна Мери» и рассказ «Максим Максимыч».; Порядок расположения повестей в этом издании не соответствовал последовательности их опубликования (появившийся ранее «Тамани» «Фаталист» был поставлен в заключение романа). На выход романа «Герой нашего времени» живо откликнулась критика тех лет: многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин — всего лишь портрет самого автора. Разноречивые и в основном недружелюбные толки заставили Лермон-. това написать к новому, второму изданию предисловие, где он отвергает неверные толкования образа Печорина, отчасти раскрывает свое отношение к нему и объясняет свои творческие принципы. Чтением этого п

Похожие сочинения

  1. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  2. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...смотреть целиком
  3. В чём смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе "Герой нашего времени"
    В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Бэла
    Бэла — черкесская княжна, дочь мирно\'го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...смотреть целиком
  5. Черты романтизма и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    Споры о художественном методе Лермонтова до сих пор не разрешены. Одни исследователи считают, что Лермонтов на протяжении всего своего короткого творческого пути был и оставался последовательным романтиком; другие утверждают, что творческий путь Лермонтова...смотреть целиком
  6. Сюжет романа «Герой нашего времени»
    30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть...смотреть целиком
  7. «Герой нашего времени» лирический дневник и философская повест
    М.Ю.Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читателей, и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим чудом русского...смотреть целиком