В реализме Лермонтова критическое начало проявилось с большой силой. Светская среда, окружавшая Печорина, подвергается в романе резкой критике, нередко принимающей характер сатиры. Строгой критике подвергает автор и своего героя, указывая в предисловии ко второму изданию романа (1841) на необходимость «горьких лекарств» для излечения молодежи от печоринского недуга. Но основное своеобразие лермонтовского реализма было не в этом. В отличие от Гоголя Лермонтов развивал не критические тенденции пушкинского реализма, а психологические, т. е. стремился к раскрытию внутреннего мира персонажей. Лермонтов подготовил почву для глубокого психологического анализа, которым позднее прославили русскую литературу Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Критическая направленность лермонтовского художественного метода сказалась в той беспощадности психологического анализа, которая свойственна Лермонтову и которая в еще большей степени характеризует творчество Толстого и Достоевского.

Этот роман также послужил делу утверждения реалистического направления, хотя его автор не отказывался еще от создания романтических произведений, да и в самом «Герое нашего времени» (1840) еще значительны романтические традиции. В своем романе М. Ю. Лермонтов обратился к теме, поставленной А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»,- к теме о молодом поколении, о его общественной роли, о стоящих перед ним задачах, о его способности эти задачи решить. Следовательно, он обратил художественное внимание на те стороны действительности, которые не нашли отображения в творчестве Н. В. Гоголя. Но и пушкинскую тему Лермонтов развил дальше. В «Герое нашего времени» писатель показал новое поколение дворянской молодежи, новый социальный характер, сложившийся в условиях 30-х годов.

Похожие сочинения

  1. ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого...смотреть целиком
  2. «Герой нашего времени». Центральная проблема романа
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...смотреть целиком
  3. Григорий Печорин — герой своего времени
    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Бэла
    Бэла — черкесская княжна, дочь мирно\'го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие...смотреть целиком
  5. Сюжет и композиция романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.
    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...смотреть целиком
  6. Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени»  Новое!
    О пребывании Лермонтова на Кавказе в 1837 году почти не сохранилось документов. Всего несколько писем к друзьям да распоряжений по полку. Даже маршрут кавказских странствований поэта остается до конца не выясненным. Но некоторые подробности можно восстановить,...смотреть целиком
  7. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода)
    В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть...смотреть целиком