В. Набоков – выдающаяся личность в истории русской культуры. Он замечательный мастер слова, но с другой стороны писатель сложный и противоречивый. Набоков воспринимал действительность по - особенному, умел улавливать то, что открывается только вдумчивому и творческому человеку. Вот как сам писатель воспринимал творчество: « То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь ее улавливать, вот и все ». Набоков видел цель своего творчества в создании произведений, наполненных глубочайшим смыслом, произведений, в которые он вкладывал весь свой жизненный опыт, мудрость. Набоков – тонкий психолог, рассуждавший о таких вечных темах, как память, любовь и уважение к человеку, природе, родному русскому языку…
Именно этому посвящено его стихотворение « Молитва ». Это очень непростое и своеобразное произведение, наполненное глубоким смыслом. Что такое молитва? Почему Набоков именно название выбирает для своего стихотворения? Молитва – это обращение к Богу, мольба о помощи. Именно к Всевышнему обращены все просьбы и надежды людей, вышедших на крестный ход, изображенный в произведении Набокова:
Пыланье свеч то выявит морщины,
То по белку блестящему скользнет.
В звездах шумят древесные вершины,
И замирает крестный ход.
Для тех, кто совершает этот крестный ход, кто молится о спасении собственных душ и родной земли, Русь – самое святое, Русь, ее богатства – вот, что наполняет души верующих людей. В стихотворении поэт создает собирательный образ народа. Мы не слышим голос одного человека, а лишь « пасхальный вопль скитальцев», вышедших на крестный ход.
Это ожидание чего? Поэтический текст нам не дает ответа, а лишь усиливает смятение через сбой ритма (системное чередование ямба нарушает спондей: « Со мной ждет ночь темно-голубая») Приоткрывает смысл ожидания повтор в финале третьей строфы, где анжамбеманом (!) вводится предчувствие «невидимого полета» родной речи:
… но чую
ее невидимый полет
Действие, происходящее ночью или поздно вечером, сопрягается в сознании с чем – то возвышенным и неизведанным, поэтому сияние звезд в ночи, пыланье свеч в темноте рождают особое восприятие мира, в котором капли воска превращаются в жемчужины:
Пылай, свеча, и трепетные пальцы
Жемчужинами воска ороси.
Эта метафора, соединенная с императивом «ороси», не случайно возникает здесь, ведь жемчуг издревле олицетворяет собой слезы.
Поэт Набоков в «Молитве» оплакивает судьбу русского языка, «искромсанного» и «искаженного», потому что именно в этой искромканности и искаженности отражена судьба его народа. Поэт не только сожалеет о судьбе родной речи, но и верит в то, что русская культура возродится, воскреснет, вновь обретет силу ( « …но чую ее невидимый полет» ). Он живет мольбами и надеждами на это:
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
чистой, как на солнце меч
величавой, как волненье нивы…
Поэт преклоняется перед родной культурой.
Последнее семистишие противопоставлено трем предыдущим. Оно наполнено светом, в нем нет мрачных образов, а лишь блеск, чистота и величие живого языка.
Палитра звуков «в» ( воды, величавой, волнение), «ч» ( чистой, меч), «р» ( ремесленник, ревнивый, родная речь) придает поэтическому рисунку жизнеутверждающий характер. Этому же служит использование повторов (« Тебе, живой, тебе, моей прекрасной…»), параллелизм синтаксических конструкций – употребление сравнительных оборотов, следующих друг за другом, многосоюзие (и), инверсии ( «жизнь моя», «рыцарь твой», «молится ремесленник ревнивый» ). Перифраз, использованный Набоковым в последних строчках не случаен: поэт называет себя «ремесленником» и «рыцарем», подчеркивая таким образом взаимосвязь творца и слова, с одной стороны, а с другой – его преклонение перед Родной Речью.
Лирический герой Набокова молится, обнажает самое сокровенное, поэтому его переживания противоречивы и эмоциональны. Страдания и вера, горе и надежда переполняют душу героя. Поэтический текст отражает это смятение чувств и мыслей: зрительные образы ( «морщины», «блестящие белки глаз», «трепетные пальцы», «жемчужины воска», «свечи», «звезды», «темно – голубая ночь»…) переплетаются с ассоциациями, рождающимися в душе героя ( «движенье ветра», «косноязычный сон», «невидимый полет», «на солнце меч», «волненье нивы»…). Метафорическая картина, созданная воображением поэта, дает возможность почувствовать возвышенность, сокральность языкового мира. Этому же способствуют многочисленные восклицания (их 4) и умолчания. Однако, несмотря на сложность чувств, передаваемых поэтическим текстом, все они включены в стройную ритмическую систему четырех семистиший, каждое из которых построено на чередовании четырехстопного и пятистопного ямба с преобладанием последнего. Это, с одной стороны, придают стихотворению плавность и напевность, а с другой – динамику.
Этому же служит и чередование перекрестной и кольцевой рифмовок, где каждая четвертая строчка становится своеобразным центром строфы, включаясь в обе рифмующиеся системы. Таким образом, динамичность перекрестной рифмовки, сопрягаясь с основательностью кольцевой, придает каждой строфе законченный смысл.
« Молитва» Набокова звучит как гимн родному языку, как своеобразное признание в любви русской речи. Осознание ценности и красоты русского слова свойственно каждому отечественному писателю и поэту. Даже не искушенному в знании литературного наследия человеку прежде всего вспомнятся строки из стихотворения Тургенева « Русский язык»:
Но мне хочется вспомнить лермонтовскую «Молитву», потому что в ней, как и в стихотворении Набокова, утверждается благодатный (« данный как благо» ) смысл «созвучья слов живых»:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Поэт по своему назначению – хранитель живой речи. Он призван чувствовать малейшую угрозу для языка, признаки его разрушения и предупреждать об этом нас, обыкновенных людей. Именно об этом стихотворение В. Набокова «Молитва».