В творчестве Набокова, особенно в раннем периоде, отразилась та страшная катастрофа, которую он пережил в 1919 г., — эмиграция из России. Потеря Родины, дома оказалась для него тяжелым ударом и впоследствии стала одной из основополагающих тем ею произведений. Многие герои Набокова — это эмигранты, которые, как и автор, утратили свою Родину, но, как и он, бережно сохранившие ее в памяти.
Особенно ярко эта мысль Набокова отразилась в одном из первых его романов, под названием «Дар». Некоторые исследователи считают его одним из главнейших произведений Набокова, и эта мысль связана с тем, что здесь автор показывает жизнь русской эмиграции за границей, то, что для изгнанников ни Советская Россия, пи чужбина не могут стать новым Отечеством. Но, по мнению Набокова, настоящая Россия для них — это уже не главное. Главное — это тот образ «вечной» России, потерянного рая, который герой увез с собой в изгнание.
Мотив потерянного рая потом продолжится во многих его произведениях, приобретая только разные формы. Так, в его самом скандальном произведении «Лолита» образом потерянного рая станет детская любовь главного героя Гумберта к девочке Аннабел Ли. II именно эту любовь, этот утраченный рай он будет искать в Лолите.
В своем раннем творчестве Набоков уделяет пристальное внимание еще многим другим темам и идеям. Так, во многих его произведениях звучит тема соотношения искусства, творчества и окружающей человека пошлой жизни. Человек-творен, уходит из реального мира в мир своих фантазий, вымысла, игры. Эта мысль подробно описана Набоковым в его романе «Защита Лужина». В центре — герой-одиночка, ушедший от реального мира в мир шахматной игры, где чувствует себя виртуозом, творцом, властителем. Ему враждебно все окружающее — и быт, и люди, и обстоятельства, — и только в мире игры он начинает жить настоящей жизнью. Только там исчезает вся его неуклюжесть и беспомощность, его жизнь становится «стройна, отчетлива и богата приключениями».
Трагедия Лужина из романтического противостояния гения и толпы перерастает в метафизическую трагедию человека, дошедшего до вершины своего творчества и столкнувшегося с чем-то, что ему неподвластно. Лужин постоянно ищет себе защиту: сначала от окружающего мира, потом от Турати, потом от самих шахмат. Но все его попытки не удаются, и даже в конце, когда Лужин совершает самоубийство, он падает в «бездну, которая распадается на бледные и темные квадраты», и видит, «какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним».
Многие исследователи считают, что романы Набокова нельзя рассматривать по отдельности, что все они представляют собой сложный «метатекст». Такой вывод можно сделать на основании того, что многие темы и образы, второстепенные в одних романах, становятся главными в других. Набоков как будто продолжает незаконченный разговор, все время договаривая свои мысли. И наша задача как его читателей — понять, что же он хотел нам сказать.