эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто — с элементами «ролевой лирики»;
опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный критерий осмысления описываемых явлений;
разработка урбанистической темы в поэзии: изображение кричащих противоречий городской жизни, петербургских «углов» и их обездоленных обитателей, повседневных человеческих драм и трагедий и т.п.;
широкое воссоздание крестьянской жизни с ее горестями и страданиями, раскрытие сильных и слабых сторон национального характера;
социально-политическая сатира и призывы к борьбе с несправедливым общественным устройством;
свойственные лирическому герою настроения «хандры», «скуки», рокового бессилия, нравственных терзаний, обусловленные чувством обостренного сострадания жертвам социальной несправедливости и ощущением собственной неспособности к последовательной борьбе;
новации в любовной лирике, проявлявшиеся, прежде всего, в изображении драматичных, конфликтных надломов любовного чувства и воспроизведении живого диалога любящих сердец;
связь с народнопоэтическим творчеством, органичное соединение реалистической образности с традиционными фольклорными приемами, иронии с пафосом сочувствия;
обогащение поэтической лексики элементами разговорного языка городской бедноты, канцеляризмами, жаргонизмами, диалектизмами и другими пластами речи.