В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера.
Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме «Дедушка» (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще «бодр и красив», «строен, высокого роста», у него «поступь, осанка тверда».
Поэма «Русские женщины» (1872—1873), воспевшая подвиг жен декабристов, состоит из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической («Княгиня Трубецкая», 1872) и реалистической («Княгиня М. Н. Волконская», 1873).Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Волконской. С ними поэта ознакомил ее сын — М. С. Волконский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради. За три вечера чтение было закончено. «Вспоминаю,— писал впоследствии М. С. Волконский,— как при этом Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: \"Довольно, не могу\" — бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».
Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название — «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: «...самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».