Народ, думы о его судьбе, его настоящем и будущем были центральной темой всего некрасовского творчества. Это нашло отчетливое выражение в его поэмах, созданных в самом начале 60-х гг.
Эти поэмы были написаны Некрасовым не только о народе, но и для народа. Так, в частности, была задумана поэма «Коробейники» (1861). Посвящение «Коробейников» товарищу Некрасова по охоте — «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды Костромской губернии» свидетельствовало о сознательном стремлении поэта «угодить» самому массовому читателю — простому крестьянину: «Буду рад, коли понравится, Не понравится — смолчу».
Используя прием путешествия героев, поэт соединяет лирический сюжет поэмы — историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване — с широким кругом явлений русской жизни. Фольклорные традиции помогли Некрасову создать произведение, ставшее близким и понятным народу. Достаточно вспомнить, что начало поэмы («Ой полна, полна коробушка...») превратилось в популярную народную песню.Два года спустя Некрасов пишет одно из наиболее замечательных своих произведений — поэму «Мороз, Красный нос» (1863—1864). Народная жизнь в ней изображена еще более всесторонне, образ крестьянки, данный несколько эскизно в «Коробейниках», стал здесь воплощением лучших черт национального характера.
Тема судьбы крестьянки, всегда волновавшая Некрасова (вспомним «В дороге» и «Тройку»), здесь осмыслена уже более полно и в эстетическом плане. Недаром Некрасов впоследствии писал, что Муза его всегда представлялась ему в том образе сильной и красивой русской крестьянки, который появился в его поэме «Мороз, Красный нос».