Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о «народных заступниках». Тема друзей народа уже была представлена в его поэтическом творчестве, но преимущественно в жанре поэмы.
В начале 60-х гг. революционно-демократическое движение переживало очень трудный период. Аресты Михайлова, Чернышевского, безвременная смерть Шевченко, Добролюбова, а через несколько лет Писарева были ощутимыми потерями для всего прогрессивного лагеря. Некрасов оплакивал эти потери в проникновенных лирических стихах.
Стремясь воссоздать пленительный облик своих друзей и единомышленников, он передавал не внешние биографические факты, а внутреннюю красоту этих людей, высокие моральные качества, патриотический пафос их деятельности. В связи со стихами, посвященными Добролюбову, Некрасов сделал примечание, имеющее общий характер: «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а стремился выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».Одно из первых произведений этого цикла «На смерть Шевченко» (1861) — было посвящено памяти великого украинского поэта. Стихотворение написано в грустной тональности. В нем Некрасов описал все тяготы и жизненные лишения, какие довелось испытать Т. Г. Шевченко. Характерно, что Некрасов воспринимал Шевченко как участника общерусского освободительного движения («Смелые речи, борьба безрассудная, Вслед за тем долгие дни заточения»).
Необычна концовка стихотворения: резко нарушается ритм. Создается впечатление, что у поэта как бы перехватывает дыхание, срывается голос, что он не в силах закончить стихотворение также внешне спокойно и сдержанно, как оно начинается.
Стихи, посвященные Шевченко, Добролюбову («Памяти Добролюбова»), Чернышевскому («Пророк»), Писареву («Не рыдай так безумно над ним...»), созданы по законам романтического искусства.