Страница:
[ 1 ] 2 Жизненный путь Н.А. Некрасова Оглавление Вступление Детство и становление поэта Учеба Знакомство с Белинским Творчество поэта после знакомства с Белинским Издательство “Современника” “Отечественные записки” Последнее произведение поэта Вступление
“Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова”.
Так сказал о Некрасове А. В Луначарский. Существо поэзии Некрасова можно определить так – демократизм. На протяжении ста с лишним лет творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель, говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев, писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный, но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах, помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, а потому, что народ говорил им. Отсюда все особенности его языка: темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова “народный поэт” определяли бы так точно.
Картины народной жизни, нарисованной Некрасовым, Впечатляют правдивостью и глубиной. Вера в революционное возрождение России никогда не покидала его. Он верил, что народ сам, своими руками завоюет себе счастье:
Рать поднимется –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Поэт хорошо нарисовал картину пробуждения сознания и чувства собственного достоинства у русских крестьян. В своих произведениях он выражал самые сокровенные мечты и надежды русского крестьянства. С любовью и уважением Некрасов рисует образы простого человека. Он подчеркивает его ум, смекалку, талант и человеческое достоинство.
Для передовой молодежи второй половины XIX века поэт – гражданин, народный поэт был идеалом писателя. Молодые люди стремились быть полезными народу, делать дело, нужное для него. Некрасов познакомил молодежь с народом, дал ей пищу для размышления, заставил полюбить и понять его. Революционное воздействие его стихов было очень велико. Своими стихами Некрасов будил сознание современной ему передовой молодежи, призывал ее к действию. Он показал угнетенное состояние народа, которое должно было родить протест в сердцах молодых людей, небезразличных к судьбе родины. Из воспоминаний Георгия Валентиновича Плеханова: “Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили “Железную дорогу”, раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение.… Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: “Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!…”.
На приведениях Некрасова воспитывалось не одно поколение революционеров. Его запрещенные цензурой стихи издавались в подпольных типографиях, его песни пелись в революционных кружках, его мысли были созвучны лучшим умам эпохи.
Некрасов оказал огромное влияние на русскую литературу. Но Некрасов не только выразитель надежд крестьян, борец за светлое будущее народа, но еще и лирик, прозаик и драматург, сатирик и критик. На протяжении тридцати лет Некрасов издавал самые прогрессивные журналы того времени – “Современник”, а после его закрытия – “Отечественные записки”. В них публиковали свои произведения Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, А. Островский и другие крупнейшие писатели России.
Детство и становление поэта.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечки Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” - как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: “Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца”. Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. “Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило”,- писала сестра.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турки, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды –
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
“Гляди, чертенята?” а дети и рады,
Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.
Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: “Она была певица с удивительным голосом”. В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:
Играла ты и пела гимн печальный
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.
Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении “Мать”:
И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме напечатлела ты.
Любовь к матери описана в многих стихах поэта: “Родина”, “Мать”, “Баюшки-баю”, “Рыцарь на час” и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Учеба
В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него после этого времени отражено в двух строчках:
…придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!
Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина “Вольность”.
В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии.
Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой.
Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. “За славой я в столицу торопился”,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом.
В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег.
В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале “Сын отечества” с примечанием “Первый опыт 16-летнего юного поэта”.
Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам.
В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил “вольным слушателем” по первому отделению философского факультета.
Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не получил и продолжал голодать.
В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов “Мечты и звуки”. Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: “Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше”. Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом “Н.Н”.
Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Некрасов вспоминал: “Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок”. Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его.
Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.
Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. Впервые это сказалось в его стихотворении “Говорун” 1843 года:
Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам – рай.
Здесь всюду наслаждения
Для сердца и очей.
Здесь все без исключения
Возможно для людей:
При деньгах вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть…
В том же году – или немного позднее – в одной своей прозаической повести он написал: “Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома”.
Знакомство с Белинским
Примерно к этому времени приходится знакомство с великим руским критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение “В дороге”. В этом только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую загубили “господа”: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня. Когда были прочитаны последние строки, “…у Белинского засверкали глаза, - вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:
- Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?”
Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.
Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа – это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации миллионов людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и нарождающейся буржуазией. Вспоминая все тягостные воспоминания детства, он под влиянием Белинского окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой талант на борьбу с этим.
Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как стихотворение “В дороге” было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик подтвердил свое мнение печатно: “Они проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного”.
“ Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением”.
Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах. Сразу проявился талант молодого писателя.
Некрасов всегда с умилением говорил о патриотизме Белинского. В поэме “Несчастные” он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи, которые слышал от Белинского:
Он не жалел, что мы не немцы,
Он говорил: “Во многом нас
Опередили иноземцы,
Но мы догоним в добры час!
Лишь бог помог бы русской груди
Вдохнуть пошире, повольней –
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней”.
Некрасов разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял в стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убеждение, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
Белинский первым пробудил в нем революционное сознание. Поэт до конца жизни оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:
Белинский был особенно любим…
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенства, о братстве, о свободе…
Творчество Некрасова после знакомства с Белинским.
“Рассказ ямщика” стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: “Родина”, “Тройка”, “Перед дождем”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной…”, “Псовая охота”.
“Родина” была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: “Приношу к нему стихотворение “Родина”, напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг…”
“Родина” – автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм.
“Псовая охота” также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема была ему близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты.
У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям, среди них “Блажен незлобивый поэт”, написаное на смерть Гоголя. Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы “чистого искусства”.
В стихотворении “Памяти Белинского”, написанном в то время, когда имя критика находилось под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего учителя:
Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели…
В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал:
Узы дружбы, союзов сердечных –
Все порвалось: мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба…
Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы:
Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив…
В стихотворении “Деревенские новости” поэт вспоминает об одном из своих приездов в родные места:
Вот и Качалов лесок,
Вот и пригорок последний
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги…как сладок
Теплого колоса пар!
Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели – крестьяне. Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой радостью встречали его крестьяне:
“Здравствуй, как жил-поживал?
Не понапрасну мы ждали,
Ты таки слово сдержал.
………………………
Сходится в хате моей
Больше да больше народу:
“Ну, говори поскорей,
Что ты слыхал про свободу?”
Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с Некрасовым? Сам он говорил: “Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость”.
“Деревенские новости” были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей – о свободе.
Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. С самого детства до конца жизни он писал о ней:
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит жизнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвергнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты.
В стихотворении “Рыцарь на час” запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
По цензурным соображениям под словом “любовь” подразумевается свобода.
Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков (“В дороге”, “Родина”, “Псучастие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем.
Страница:
[ 1 ] 2