Страница: 1  [ 2 ]  

овая охота”), чиновников (“Чиновник”, “Колыбельная песня”, “Современная ода”), богатеев - купцов ( “Секрет” ). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах.

Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк “Петербургские углы”, который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк является частью большого романа “ Жизнь и похождения Тихона Тростникова”, так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.
Издательство “Современника”

Выступать в печати с такими идеями было тогда очень трудно. Некоторые писатели, поддерживающие идеи правительства, такие как Фаддей Булгарин, Сенковский и Греч, сплотили вокруг себя – с своих журналах, газетах, альманахах – обширную группу стихотворцев и прозаиков, которые отвлекали внимание читателей от повседневной действительности, прославляя крепостнический строй. Всем этим “писателям” стихи Некрасова показались неслыханной наглостью. Они набросились на него с бесстыдной бранью. И царская цензура была полностью на их стороне: она либо запрещала, либо вырезала до неузнаваемости его стихи. Булгарин то и дело писал клеветные доносы в Третье отделение на Некрасова, утверждая, что Некрасов “коммунист”, который “горой стоит за революцию”.

Но Некрасова не смущали ни доносы, ни ругань, ни цензура. Он затеял одно предприятие, которое требовало от него безудержной смелости. В противовес журналам, поддерживающим крепостнический строй, он задумал революционно – демократический журнал, который, несмотря на цензуру, пропогандировал бы идеи освобождения крестьян.

В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал “Современник”, основанный еще Пушкиным. В “Современник” перешел он со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.

Первая книжка “Современника” вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В нем прослеживалась единая позиция по поводу освещения всех вопросов: общественно-политических, литературных, философский, исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед. Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.

В первых же книжках “Современника” были напечатанны “Кто виноват?”, “Сорока – воровка”, Герцена, многие из “Записок охотника” Тургенева, “Псовая охота” Некрасова, статьй Белинского и другие произведения, заключавшие протест против строя. Но в 1848 году правительство было испуганно восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в “Современнике”. Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Но Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман “Три стороны света”, который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.

“Бывало, запрусь, засвечу огни и пишу, пишу, – вспоминал Некрасов об этой работе, - мне случалось писать без отдыху более суток. Времени не замечаешь. Никуда ни ногой. Огни горят, не знаешь, день ли, ночь ли; приляжешь на час, другой – и опять то же”.

Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку “Современника” он читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, “как паралич не хватил его правую руку”.

Принимаясь за издание “Современника” Некрасов надеялся, что Белинский будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким же “властителем дум” целого поколения, каким был Белинский. Но через несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова и Чернышевского.

Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма “Саша”. Некрасов писал Тургеневу: “Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах – оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе…”.

В этом произведении Некрасов обличает так называемых “лишних людей”, то есть либеральных дворян, которые выражали свои чувства не делами, а громкими фразами.

Поэма “Саша” было принята читателем, особенно демократически настроенной интеллигенцией. Чернышевский и Добролюбов оценили поэму, но по цензурным соображениям не могли выступить полной оценкой произведения.

В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник “Стихотворения Н. Некрасова” – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал сои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. Сборник открывало стихотворение “Поэт и гражданин”, в котором звучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что долг каждого человека быть гражданином своей родины. В сборник входили такие стихотворения поэта как “В дороге”, “Псовая охота”, “Саша”, “Современная ода”, “Родина”, “Огородник”, “Забытая деревня” и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический режим, помещиков, крепостное право.

Поэма “Коробейники” была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа.

В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой “Мороз, Красный нос”. В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в “Современнике” в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: “Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение…”

В 1865 году Некрасов опубликовал в “Современнике” цикл стихотворений “О погоде”, представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа.

В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”. “Дедушка Мазай и зайцы” имеет под собой реальную основу. “Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки”.

Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году “Современник” был запрещен.

Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал “Отечественные записки”, его соавтором становится Салтыков - Щедрин.
“Отечественные записки”

Цензура жестоко преследовала журнал, и Некрасову приходилось вести такую же упорную борьбу, как и во времена “Современника”.

В начале 70 – х годов автора захлестнула важная тема – декабристы. До тех пор цензура не пропускала ни одного произведения, посвященного декабристам. Но в 1870 год цензурный гнет был немного ослаблен, и Некрасов воспользовался первой возможностью, чтоб напомнить молодому поколению о великих начинателях революционной борьбы.

Интерес к этой теме воплатился в две поэмы, объединенные под общим названием “Русские женщины”. В этих произведениях рассказывается о женах декабристов, которые поехали за своими мужами, сосланными с Сибирь за революционную деятельность.

Поэмы “Княгины Трубецкая” и “Княгиня Волоконская” Некрасов сначала назвал “Декабристки”, но вскоре заменил его на более общее – “Русские женщины”. В основу этих поэм, посвященным женам декабристов, положены реальные исторические факты и участвуют реальные исторические лица. В примечаниях к поэме “княгиня Трубецкая” Некрасов писал о причинах, побудивших его взяться за эту тему: “С издания манифеста Александра II от 6 августа 1856 года в нашей литературе начали появляться от времени материалы для изучения эпохи, к которой относится этот рассказ. Перечитывая эти материалы, автор постоянно с любовью останавливался на роли, выпавшей тогда на долю женщин и выполненной ими с изумительной твердостью… Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством душевных великих сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии”.

Поэма “Княгиня Трубецкая” была написана в Карабихе летом 1871 года и опубликована в 4-м номере “Отечественных записок” за 1872 год. Несмотря на то, что поэма была изкаверкана цензурой, публика приняла ее очень хорошо.

Вскоре Некрасов задумал написать еще одну поэму о декабристках. Он приехал к Михаилу Сергеевичу Волоконскому и попросил его показать ему записки его матери. Но сын отказался, сославшись на то, что записки слишком личные. Но Некрасов сказал, что образ княгини Волконской в его новой поэме будет сильно искажен. Михаил согласился. Волконский писал, как Некрасов во время чтения вскакивал с места и криком: “Довольно, не могу” садился к камину и плакал навзрыд.

Поэма “Княгиня Волоконская” была закончена летом 1872 года. Она подверглась цензурным переделкам несколько в меньшей степени, чем “Княгиня Трубецкая”, но все же весьма значительным. Поэма появилась в январской книжке “Отечественных записок” за 1873 год и была высоко оценена публикой. “Моя поэма “Кн. Волоконская”, которую я написал летом в Карабихе, имела такой успех, какого еще не имело ни одно из моих прежних писаний…- сообщал Некрасов своему брату, - литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает”.
Последнее произведение Некрасова.

Величайшее произведение поэта “Кому на Руси жить хорошо” создавалось в 60 - 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил.

“Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”.

Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ. Главными героями являются семь мужиков – правдоискателей. Однажды собрались они вместе и решили узнать, “кому живется весело, вольготно на Руси?”

В России к концу 50-х годов назревала революционная ситуация. Царское правительство после окончания Крымской войны было напугано странными крестьянскими волнениями. Был обнародован манифест об освобождении крестьян. Но этот манифест не оправдал даже самых скромных надежд поэта. Да, крестьяне было лично освобождены, но они были до такой степени бедны и забиты, что не могли продолжать нормальную жизнь. “Воля”, которой так ожидали крестьяне, оказалась лишь прикрытием от социальных волнений. Причем реформа оказалась неблаготворной не только для крестьян, но и для других социальных слоев. Как реформа ударила по барину – видно из рассказа самого барина, а многочисленные крестьянские бунты свидетельствовали, как реформа отразилась на крестьянах.

Многие моменты в поэме имеют под собой реальную основу. Например, события, описанные в главе “Про холопа примерного, Якова верного” действительно происходили. История, поведанная Некрасову А.Ф. Кони, была включена почти без изменений в поэму.

С первых строк мы знакомимся с крестьянами и узнаем, из каких мест они родом. Названия говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Мы видим, что не от хорошей жизни назвали такими названиями деревни. Люди бедствуют, голод и болезни правят ими. В главе “Счастливые” мы видим, что это за люди. Но они богаты, пусть не материально – они богаты нравственно. По их словам они все счастливые. Некрасов пишет об их счастье:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Среди всего народа в поэме мы видим отдельных представителей крестьянства. Яким Нагой – защитник чести трудового народа. Он рассказывает, что крестьян нельзя осуждать за питье водки, например. Ведь крестьянин так наработается за день, что ему остается только одно средство для отдыха – напиться. Мы узнаем, что это за человек. С ним произошел случай: купил он картиночек сыну, да и самому они нравились. Но случился пожар, и вместо того, что спасти деньги, он стал картиночки со стенки снимать. Это говорит о глубоком нравственном богатстве.

Ярмило Гирин – человек исключительно правдивый. Из – за свой правдивости его полюбил весь простой народ. Он был выбран деревенским старостой, и за несколько лет своего нахождения на этом посту он ни разу не скривил душой, не взял взятки, выполнял работу по совести. Но однажды случилось крестьянское восстание, и Ярмило стал на сторону народа, за что и поплатился. Но он остался верным себе.

Савелий, которого Некрасов назвал “богатырем святорусским” - идеал Некрасова. Таких богатырей, по словам Некрасова, в России очень много:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?…

…Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина…леса дремучие

Прошли по ней – сломалися…

…И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужли не богатырь?

Савелий – человек огромной силы, как бы созданный для революционной борьбы. Однажды он живьем закопал в землю помещика, который жестоко обходился со своими крестьянами, и не разочаровался в себе после этого. Он, как и Некрасов, верил в освобождение народа.

В 1876 году Некрасов вернулся к эпопее после перерыва, но сил на завершение уже не оставалось. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря. С каждым днем становилось все хуже и хуже.

Новая часть поэмы названа “Пир на весь мир”. Последняя часть была задумана как последнее напутствие будущим поколениям революционеров. Здесь рассказывается притча “О двух великих грешниках”, в которой Некрасов говорит, что расправа с тираном – святое, благородное дело.

В самом конце рассказыватся о “народном заступнике”, будущем революционере – патриоте Грише Добросклонове:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Некоторые считают, что в его лице Некрасов показал нам Добролюбова.

Но хоть ему и угрожает каторга и смерть, Гриша, пожалуй, истинный счастливец, один во всей огромной поэме. Счастье отдельного человека – служение народу. Эта мысль и стала основной в “Пире”. Некрасов как можно скорее хотел напечатать эти стихи, но цензура вырезала оттуда произведение Некрасова.

Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа.

В своих “Последних песнях” поэт говорил:

Скоро стану добычею тленья.

Тяжело умирать, хорошо умереть.

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. “Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума”.

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно:

Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…

Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: “От русских женщин”, “Некрасову – студенты”, “Певцу народных страданий”, “Бессмертному певцу народа” и т.д.

По воспоминаниям Г.В. Плеханова, в процессии участвовали революционеры, проживающие в столице нелегально. Они несли венок “От социалистов”. Вместе с ними вокруг этого венка тесным кольцом сомкнулись члены рабочих кружков, которых было немало на петербургских заводах и фабриках.


Страница: 1  [ 2 ]